Этот неуловимый муниципальный орган
Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин – о «загадках» электорального права.
Первое, что делает юрист административного штаба, услышав описание задуманного креатива, – прикидывает, не содержит ли предлагаемая агитационная активность признаков использования преимуществ должностного (служебного) положения. Именно этим же занимаются юристы оппозиционных штабов, оценивая выкрутасы административного оппонента. Если такое зафиксировать два раза и больше, можно идти в суд, требуя «сноса» с выборов.
Закон довольно подробно описывает, что же именно считается «использованием преимуществ». Среди прочего есть такое: «агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий».
Вроде все понятно, но непонятно. Дело в том, что упоминаемый в законе «муниципальный орган» это вовсе не орган местного самоуправления. Вообще юридическая терминология содержит много таких пар «ложных синонимов»: госслужащий и госдолжность, госорган и орган госвласти и т.д.
Внимание к этим оттенкам вовсе не терминологический фетишизм, разные термины предполагают различный правовой статус, т.е. набора прав, обязанностей и ограничений. Например, кандидат-госслужащий обязан на время кампании уходить в отпуск, а кандидат, замещающий госдолжность (депутат, губернатор, президент) — нет. В общем, это правда важно.
Не найдя ни в избирательном законодательстве, ни в законе об общих принципах организации местного самоуправления определения того, что же такое «муниципальный орган», мы обратились за разъяснениями в Минюст. Ответ порадовал интригой.
Ведомство сообщило, что «использование термина «муниципальный орган» предполагает, что помимо органов местного самоуправления, могут создаваться и иные органы, не входящие в структуру органов местного самоуправления.» После чего в качестве примера приводит избирательную комиссию муниципального образования.
Оно, конечно, любопытная версия. Однако прошлогодние поправки в законодательство о выборах упразднили институт избирательных комиссий муниципальных образований.
Теперь остаётся лишь догадываться, какой именно муниципальный орган упоминает закон, запрещая кандидату участвовать в публичных мероприятиях, организованных этой мистической структурой.