Дипломат, посол по особым поручениям по преступлениям киевского режима, соучредитель фонда «Помогаем Нашим»
12.10.2023

Гуманитарное право в зоне СВО

 

Дипломат, посол по особым поручениям по преступлениям киевского режима, соучредитель фонда «Помогаем Нашим» Родион Мирошник выступил на специальном мероприятии «на полях» Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, посвящённом Международному гуманитарному праву.

Россия играла и продолжает играть существенную роль в формировании и развитии международного гуманитарного права (МГП), уделяет самое пристальное внимание надлежащей имплементации норм МГП. Сразу после Второй мировой войны СССР решительно поддержал разработку и принятие Женевских конвенций 1949 года. Советские эксперты внесли свой уникальный вклад в разработку этих документов. СССР ратифицировал все четыре Женевские конвенции в 1954 году, которые вместе с Дополнительными протоколами к ним 1977 года считаем краеугольным камнем современной системы МГП. Отмечаем, что их основные положения на современном этапе рассматриваются в качестве норм международного обычного права, обязательных к исполнению для всех субъектов международного права.

Уровень имплементации положений МГП в российское внутреннее законодательство весьма высок, что подтверждается целым рядом экспертных исследований и публикаций, в том числе по линии МККК.

В частности, ссылка на Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года содержится в приказе Министра обороны СССР от 16 февраля 1990 года № 75. Все основные положения этих документов воспроизведены в Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённом Министром обороны Российской Федерации 8 августа 2001 года. Обязанность личного состава российских вооружённых сил, в первую очередь, командиров, – знать и соблюдать при выполнении боевых задач международное гуманитарное право, что закреплено также в Наставлении по правовой работе в ВС России, утверждённом в 2015 году.

В российском уголовном законодательстве криминализованы такие деяния, как применение запрещённых средств и методов ведения войны, то есть прямое нарушение МГП, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, разработка, производство, сбыт оружия массового уничтожения, запрещённого международными договорами Российской Федерации.

Россия последовательно выступает за неукоснительное соблюдение МГП, являясь участником ключевых международных договоров в этой области.

Специальная военная операция в этом плане не является исключением. Выбор используемых средств и методов осуществления боевых действий, равно как и меры по защите гражданского населения, восстановлению семейных связей, обращению с удерживаемыми украинскими военнослужащими и другими категориями покровительствуемых лиц принимаются в строгом соответствии с нормами МГП, включая Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.

Спецоперация проводится с предельной осторожностью. Российские военные принимают все возможные меры по недопущению жертв среди гражданского населения. При этом налажен конфиденциальный диалог и активное взаимодействие «на земле» с гуманитарными организациями, прежде всего МККК. В частности, Комитет имеет доступ к удерживаемым военнослужащим ВСУ, осуществляет программы оказания гуманитарной помощи нуждающемуся гражданскому населению.

Мы решительно отвергаем лживые обвинения в адрес военнослужащих России. При этом российская сторона на регулярной основе приводит неопровержимые факты применения украинскими вооружёнными формированиями запрещённых средств и методов ведения войны, а также доказательства вопиющих преступлений киевского режима.

Сводки о фактах нарушений украинской стороной МГП, в том числе квалифицируемых в качестве военных преступлений, на регулярной основе передаются в профильные международные организации, прежде всего ООН и МККК. В частности, Киев массово и неизбирательно применяет противопехотные мины, а ведь Украина в 2005 году ратифицировала Конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных наземных мин и их уничтожении от 1997 года (Оттавская конвенция).

Продолжаются регулярные обстрелы вооружёнными формированиями Украины гражданских объектов в ЛНР и ДНР, Запорожской и Херсонской областях. Только в течение последней недели сентября с.г. ВСУ наносили удары по жилым домам, где проживают мирные жители, по детским садам, религиозным сооружениям во время скопления там прихожан, по медицинским учреждениям. Так, утром в воскресный день 1 октября ВСУ нанесли удар из ствольной артиллерии по городскому рынку г.Шебекино в Белгородской области, в результате чего три человека получили тяжелые ранения и были госпитализированы. Был нанесён удар средствами РСЗО по детскому саду № 150 г.Донецк. Из артиллерии натовского калибра 155 мм был нанесён удар по Свято-Успенскому Николо-Васильевскому монастырю, в результате чего ранения получили двое прихожан и повреждены монастырские строения. В Гоголевке Суджанского района Курской области ВСУ обстреляли фельдшерско-акушерский пункт и здание школы.

Всего же с февраля 2022 года только территории ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей подверглись артиллерийским и ракетным ударам со стороны ВСУ около 30 тысяч раз. В результате только в соответствии с официальными данными погибли свыше шести тысяч мирных жителей и более 15 тысяч получили ранения и увечья. Но реальные цифры, требующие проверки, значительно выше.

Что же касается пострадавших детей, то на данный момент только по подтвержденным данным погибло более 300 детей и более одной тысячи получили ранения и увечья. В итоге от антигуманных действий украинских боевиков сотни детей уже никогда не достигнут взрослого возраста, а многие сотни выживших на всю жизнь останутся инвалидами.

С конца февраля с.г. киевский режим ведёт регулярные массированные обстрелы территории Российской Федерации, не входящей в зону СВО. При этом Киев заявляет, что якобы не применяет западные вооружения. Это является очевидной ложью. Удары наносятся по населённым пунктам, гражданским объектам и мирным жителям Белгородской, Курской, Брянской и Воронежской областей, ведутся регулярные массированные обстрелы с применением РСЗО, ствольной артиллерии, миномётов, гранатомётов, стрелкового оружия. С июня с.г. по этим территориям массово применяются беспилотники-камикадзе, несущие от 300-400 грамм взрывчатки до 300-350 килограмм взрывчатых веществ. Подавляющее большинство беспилотников, используемых ВСУ, либо напрямую поставляются странами Запада, либо собираются из иностранных комплектующих. Объектами атак становятся школы, медицинские учреждения, церкви, социальные объекты.

Контролируемые Киевом войска активно применяют противопехотные мины. Несмотря на то, что Украина является подписантом Оттавской конвенции, киевский режим активно применяет кассетные боеприпасы. Подтверждено использование ВСУ противопехотных мин ПФМ-1 «Лепесток» на территориях ДНР и ЛНР, Херсонской и Белгородской областей. Исходя из официальных данных, по состоянию на середину сентября с.г. зафиксировано более 140 случаев подрыва гражданских лиц, среди них 14 детей. Из общего числа пострадавших четыре человека погибли.

С июля с.г. в нарушение международных гуманитарных норм киевский режим начал активно применять для обстрела российских регионов поставленные США кассетные боеприпасы. Только по ДНР выпущено более 1200 снарядов 155 мм с кассетной боевой частью. От их действия пострадал 71 человек, 16 из которых погибли, в том числе семеро – от детонации не разорвавшихся ранее снарядов.

ВСУ продолжают наносить удары по населённым пунктам Донбасса, в которых отсутствуют российские войска или военные объекты. C февраля 2022 г. разрушено и повреждено более 20 тысяч жилых домостроений и почти 3,5 тысяч объектов гражданской инфраструктуры, в том числе около 700 образовательных и свыше 170 медицинских учреждений, 1100 объектов электро-, водо-, тепло- и газоснабжения.

В результате неоднократных и продолжительных обстрелов ВСУ Каховской ГЭС 6 июня произошло разрушение её плотины, что привело к масштабной гуманитарной и экологической катастрофе.

ВСУ и так называемые батальоны территориальной обороны продолжают использовать мирное население в качестве «живого щита», минируют гражданские объекты, размещают вооружения в густонаселённых жилых кварталах, оборудуют огневые точки в детских садах, школах, больницах, церквях, жилых домах и местах размещения опасных химпроизводств (об этом, в частности, говорилось в докладе международной правозащитной организации «Amnesty International»).

Не жалеет киевский режим и своих военных, оказавшихся в плену. Так, в ночь с 28 на 29 июля 2022 г. ВСУ нанесли удар по СИЗО в Еленовке (ДНР), где содержались украинские пленные. В результате погиб 51 человек, 142 получили ранения.

Не гнушается Киев и проведением террористических актов на территории России с использованием дронов, среди которых убийства журналистов, нападения на приграничные населённые пункты, приведшие к гибели мирного населения, и объекты критической инфраструктуры. 3 мая была совершена атака на Кремль, являющийся объектом всемирного исторического и культурного наследия и находящийся под охраной ЮНЕСКО.

Подвергаются жестоким пыткам и издевательствам российские военнослужащие, попавшие в руки киевских головорезов. Неонацисты открыто выкладывают в Интернет видеосвидетельства своих преступлений, на которых кастрируют пленных, простреливают им колени, раненых добивают выстрелами в голову. Над трупами глумятся, выкалывают глаза, записывают видео, обращённые к родственникам убитых.

Виновные в этих преступлениях понесут за них ответственность.

Так, на основе собранных Следственным Комитетом России доказательств суды ДНР и ЛНР очно и заочно приговорили к длительным срокам заключения, в том числе к пожизненным, более 100 украинских боевиков за выполнение преступных приказов и убийство мирного населения. В отношении 200 иностранных граждан более чем из 30 государств, в том числе Австралии, Аргентины, Бельгии и др., открыты уголовные дела по статье о наёмничестве.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что даже в сложнейших условиях проведения специальной военной операции мы не намерены выходить за рамки правового поля. Соблюдение норм МГП является для нас приоритетом.

Ранее опубликовано на: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1907905/

vooruzhenie

 
Партнеры
politgen-min-6 Гуманитарное право в зоне СВО
banner-cik-min Гуманитарное право в зоне СВО
banner-rfsv-min Гуманитарное право в зоне СВО
expert-min-2 Гуманитарное право в зоне СВО
partners 6
eac_NW-min Гуманитарное право в зоне СВО
insomar-min-3 Гуманитарное право в зоне СВО
indexlc-logo-min Гуманитарное право в зоне СВО
rapc-banner Гуманитарное право в зоне СВО