Бизнес-аналитик, политический консультант, эксперт Центра ПРИСП
19.10.2023

1136 министерств

 

Велика страна, но знаем ли мы Россию сами? Сколько людей назовет количество субъектов Российской Федерации после всех объединений и присоединений? А сколько в стране министерств и департаментов в регионах? Какие уникальные органы исполнительной власти встречаются в России?

Бизнес-аналитик, политический консультант, эксперт Центра ПРИСП Андрей Денисевич – о региональных исполнительных органах власти в уникальных цифрах и занимательных фактах.

Российская Федерация состоит из 89 регионов, в том числе: 24 республик, 9 краев, 48 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области и 4 автономных округов. В каждом субъекте федерации есть свое правительство и зафиксированный перечень органов исполнительной власти.

Обычно граждане России знают о существовании федеральных министерств и ведомств. Меньшее количество жителей осведомлено о структуре правительства, названиях министерств и других региональных институтов исполнительной власти в своем регионе. Специалисты знают в подробностях до нескольких десятков регионов. Но задавался ли кто-нибудь вопросом о том, сколько в России всего региональных министерств, департаментов, управлений и других ведомств, относящихся к региональным исполнительным органам власти?

Для анализа использовались открытые источники информации: сайты региональных правительств, в исключительных случаях нормативно-правовые базы и кешированные страницы удаленных страниц. Например, система и структура исполнительных органов Херсонской области (Указ-№9-у-от-24.01.2023-1) были удалены с сайта правительства Херсонской области, но в интернете сохранилась копия публикации и самого указа. С Херсонской областью смысл действий администраторов правительственного портала понятен. А вот от кого прячут подобную информацию на сайте администрации Забайкальского края? Официальный портал этого региона в части «Правительство» просто не обновляется. Самая свежая информация, касающееся работы Правительства региона датирована 2022 годом, а работа с «Обществом» вообще 2019 годом. Хотя, при том, что на региональном портале размещена не полная информация об исполнительных органах власти региона, при анализе учитывается полная структура.

Образцом для сравнения региональных исполнительных органов власти была использована структура Правительства Российской Федерации. Оно включает в себя: 21 министерство, 11 служб, 5 агентств, 2 управления, 2 корпорации и 2 фонда. Также, у министерств есть в подведомственном подчинении 30 служб, агентств, палата и казначейство.

Разумеется, в составе Правительства России есть ряд министерств, которые не должны дублироваться на уровне регионов – Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) и Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России). Исходя из этого принимаем, что минимально достаточное количество региональных министерств, для эффективного управления регионом, должно быть 17.

Следует отметить, что термин «министерство», как системообразующий институт первого уровня среди региональных органов власти, используется в 70 регионах. В Липецкой области их функцию выполняют Управления. Комитеты используются в Волгоградской, Ленинградской, Псковской областях и Санкт-Петербурге. В 14 регионах эти задачи выполняют департаменты. Причем, департаменты возглавляют руководители в Орловской области, Ненецком автономном округе и Москве. В Вологодской области, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе этими структурами заведуют начальники, а в Брянской, Ивановской, Костромской, Курганской, Тюменской областях, Севастополе, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах – директора.

Более того, не всегда количество министерств совпадает с количеством руководителей со статусом министров. В Московской области распространена практика приравнивания начальников управлений к руководителям министерств. Как пример - «Руководитель Главного управления содержания территорий Московской области в ранге министра».

В каждом регионе систему и структуру региональных органов исполнительной власти определяет губернатор. В зависимости от исторических традиций региона, политической целесообразности или желания, высшее должностное лицо региона может утвердить структуру, которую посчитает обоснованной. В российских субъектах федерации используются следующие формы институтов региональных органов исполнительной власти: министерства, комитеты, управления, инспекции, агентства, службы и департаменты. В зависимости от региона, на каждый из перечисленных организационных форм органов власти может быть возложена любая задача и предоставлены необходимые полномочия. Например, задачи, возложенные на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в субъектах, могут быть возложены на службу, агентство, инспекцию, департамент, управление, комитет и даже министерство. Поэтому, подсчет общего количества региональных органов исполнительной власти был осуществлен в разрезе выбранных организационно-правовых форм.

В проведенном анализе, не учитывались отдельно, как элементы структуры исполнительных органов (если они попадали в перечень структур): губернаторы, региональные правительства, аппарат(ы) губернаторов и правительств, заместители губернаторов, уполномоченные по правам (человека/ребенка/предпринимателей), представительства правительств. Даже если это представительство Губернатора и правительства Ленинградской области в Республике Крым.

Всего в России 2466 региональных органов исполнительной власти. Из них: министерств – 1136, департаментов – 351, комитетов – 346, управлений – 336, инспекций – 134, служб – 87, агентств – 76. В среднем, на каждый субъект Российской Федерации приходиться по 27,7 органа исполнительной власти. Также, в результате анализа видно, что в 39 регионах количество министерств (структур первого уровня) превышает минимально достаточный показатель, ранее рассчитанный на основе структуры Правительства России.

Минимальное количество региональных органов власти в Чукотском автономном округе – 11. Это 8 департаментов, 2 комитета и управление.

Максимальное количество в Санкт-Петербурге – 43. В том числе 36 комитетов, 3 управления, 3 инспекции и 1 служба.

Что же касается самих «министерств», то максимальное количество в одном регионе – 24. С минимальным отрывом лидирует Воронежская область. Исполнительные органы региона включают в себя 24 министерства, 6 управлений и 2 инспекции.

Если сравнивать структуры федерального и регионального уровней, то обращает на себя внимание сфера образования и жилищно-коммунального хозяйства.

В Правительстве России сфера образования разделена между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) и Министерством просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России). На уровне регионов, подобное разделение используется только в Кемеровской, Томской областях и Приморском крае. Все остальные регионы справляются с возложенной задачей используя единый исполнительный орган. Напрашивается вопрос, а нужно ли было в 2018 году разделять сферу образования между двумя федеральными министерствами?

А вот сфера ЖКХ, самая «путешествующая». На федеральном уровне, она относится к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России). На уровне субъектов Федерации, подобное объединение, скорее исключение. В большинстве случаев его объединяют с энергетикой, дорожным хозяйством, жилищным надзором или даже гражданской защитой населения (Пензенская область), но не со строительством. Но дальше всех пошло в этом процессе «Министерство ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края».

Региональные структуры исполнительной власти имеют и свою специфику. На Кавказе работы в сфере дорожного хозяйства выделяются в отдельные министерства. Как пример, Министерство автомобильных дорог Республики Ингушетия и Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики.

Приморские субъекты Российской Федерации, в отдельное направление выделяют рыболовство. У них есть Министерство рыбного хозяйства Камчатского края, Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, Агентство по рыболовству Приморского края и Агентство по рыболовству Калининградской области.

На юге России, где исторически сильно казачество, для сохранения традиций создают отдельные структуры для работы с ними. Так появились Министерство ставропольского края по национальной политике и делам казачества, Комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области, Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области и Департамент по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Краснодарского края.

А вот со словом «специальный» в названии регионального ведомства стоит быть внимательнее. Здесь речь может идти про совершенно различные задачи, стоящие перед органом власти. Судите сами, Комитет специальных программ Ленинградской области, Главное управление специальных мероприятий Тюменской области и Управление специальных программ Правительства Саратовской области занимаются вопросами «в сфере обороны и безопасности, отнесенных федеральным законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации». Казалось бы, это логично. Но Департамент специальных проектов Томской области отвечает за «создание инновационной образовательной среды (кампуса), в том числе в рамках регионального проекта Томской области, и иных объектов регионального значения».

Есть в России и уникальные ведомства на уровне субъектов, которые представлены в единственном числе.

Среди них Министерство угольной промышленности Кузбасса. При объемах экспорта угля в размере 54 млн тонн в год, выделение направления в отдельное министерство вполне обосновано.

Министерство по делам национальностей и общественным проектам Кабардино-Балкарской уникально тем, что, кроме своей профильной деятельности, является администратором доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним.

Комитет Ленинградской области по обращению с отходами. Его полномочия «государственное управление и реализация полномочий Ленинградской области в сфере обращения с отходами и в области охраны окружающей среды».

Министерство Сахалинской области по эффективному управлению регионом отвечает за «внедрение технологий бережливого управления, принципов и механизмов бережливого производства», «совершенствования системы государственного управления», «оценки достижения планируемых значений показателей» и «совершенствование системы государственного управления».

Есть Комитет Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию. Так исторически сложилось… Этот Комитет работает, как минимум, с 2009 года.

Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт‑Петербурга «осуществляет проведение государственной политики Санкт‑Петербурга в сфере развития, благоустройства и обслуживания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и принимает участие в управлении дачным фондом, принадлежащим Санкт‑Петербургу на праве собственности».

На самом деле простому человеку безразлично и то, как называется государственный орган, и кто им руководит. И вообще, он не задумывается сколько ведомств в регионе и, тем более, в федеральном Правительстве. Ему важно, чтобы представители власти решали его проблемы и не приходилось выискивать кто и за что отвечает, чтобы идти за помощью, писать жалобы или записываться на личный прием к министру, начальнику или даже директору департамента.

chinovnik portfel min

 

 

 

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 1136 министерств
banner-cik-min 1136 министерств
banner-rfsv-min 1136 министерств
expert-min-2 1136 министерств
partners 6
eac_NW-min 1136 министерств
insomar-min-3 1136 министерств
indexlc-logo-min 1136 министерств
rapc-banner 1136 министерств