Турбулентность старого миропорядка
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о многоаспектности военного конфликта на Ближнем Востоке.
Степень ожесточенности конфликта на Ближнем Востоке можно представить по количеству жертв среди мирного населения. Так, в Газе за 1,5 месяца от израильских бомбардировок погибло свыше 13 тыс. человек, тогда как, например, в зоне СВО за 1,5 года – около 2 тыс., и большинство этих жертв – результат действий ВСУ. Это наглядно показывает, что Россия проводит именно военную операцию, стараясь действовать точечно по комбатантам, не накрывая заселённые кварталы городов ковровыми бомбардировками, приводящими к огромным жертвам среди мирного населения. В этом основное отличие конфликта на Ближнем Востоке от СВО.
Вместе с тем, если сравнить отношение Запада к Израилю и к России, то остаётся только развести руками. В отношении России – множественные санкции, «изоляция» и «культура отмены», Израиль же мировое сообщество, можно сказать, пожурило без каких-либо последствий для Тель-Авива, а США и Великобритания вообще прямо поддерживают действия Израиля. Впрочем, к практике двойных стандартов со стороны Запада следует давно привыкнуть. Например, когда представителя Международного олимпийского комитета спросили, почему для израильских спортсменов не введены ограничения на участие в Олимпиаде, он ответил: «Спортсмены не могут нести ответственность за действия своих правительств». Как говорится, занавес. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».
Другой яркий пример – «события» в Буче. Недавно Давид Арахамия в интервью фактически признал инсценировку сцены британскими военными политтехнологами, и мы прекрасно помним, какая тогда пошла реакция по всему западному миру. В Газе же реально сотнями гибнут дети, и тысячами – взрослые, но в ответ – мягкое неодобрение со стороны мирового сообщества. Да, Генассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую к немедленному перемирию в зоне конфликта, но в ответ израильский постпред только заявил, что «у ООН не осталось ни грамма легитимности».
В конфликте на Ближнем Востоке большинство россиян заняло сторону палестинцев. На то есть субъективные причины: Израиль очевидно сильнее, но свою военную мощь он применяет, мягко говоря, чрезмерно и не избирательно, что привело к огромным жертвам среди мирного населения. В этой связи русский народ сопереживает палестинскому народу, особенно на фоне того, что многие израильтяне являются откровенными русофобами. Также древняя пословица гласит: «враг моего врага – мой друг», и если Палестина – враг США, то она – друг Москвы. Палестинцев активно поддерживает Иран, который в последнее время фактически стал нашим союзником в регионе. Израиль же, напротив, ведёт боевые действия в Сирии (в частности, обстреливает Дамаск), которую поддерживает Россия. Таким образом, и с геополитической точки зрения Москва выступает на стороне Палестины.
Сегодня старый миропорядок находится в состоянии турбулентности. Глобализм как основа философии Запада ни к чему хорошему не привёл: текущие конфликты это наглядно демонстрируют (не только на Ближнем Востоке и на Украине, но и, например, в Африке). Необходимы новые переговорные площадки, новая система международных отношений, опирающаяся на равенство и учет интересов всех участников, а не на позицию «есть две точки зрения: моя и неправильная». Однако для этого Запад должен понять и принять, что все страны разные, у всех свои традиции, обычаи, менталитет, история, культура, своя социальная и личностная психология, что со всем этим разнообразием нужно находить общий язык, а не насаждать везде подконтрольную демократию.