Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования "ИГНАТОВ консалтинг", эксперт Центра ПРИСП
13.01.2019

Закон о лоббизме должен быть выгодным

 

На прошлой неделе в Госдуме снова заговорили о необходимости принятия закона, регулирующего фактически существующие взаимоотношения власти с гражданами и организациями, продвигающими свои интересы. Законопроект о лоббизме «гуляет» по депутатским столам уже более 20-ти лет, но теперь уверенность в необходимости его принятия исходит из недр партии «Единая Россия». Главной целью инициативы названо усиление антикоррупционного законодательства.

По факту в России продвижение во власти интересов различных групп существует давно, однако нет никаких единых правил игры. Все делается по наитию, кулуарно и полусерыми схемами. В итоге, лоббистская деятельность в российском обществе имеет довольно негативную репутацию, как нечто незаконное и коррупционное. Вместе с тем, «белые» институты лоббизма фактически существуют: это общественные организации (Опора России, Торгово-промышленная палата, Общественная Палата и другие), а также GR-специалисты, занимающиеся выстраиванием взаимоотношений крупных компаний с властями. Однако, отсутствие законодательной базы затрудняет профессионализацию продвижения интересов и выводит лоббизм из-под контроля государства.

Законопроект, предложенный Минэкономразвития, делает акцент на внедрении дополнительных обязательств, налагаемых на участников лоббистских процессов, поэтому вызывает множество скептических замечаний как по существу документа, так и по его потенциальной работоспособности в российских реалиях.

Например, чиновников не устроит дополнительная отчетность о проведенных встречах. Лоббистам будет неудобна публичность в условиях профессиональной конкуренции. Компании будут недовольны удорожанием процесса при использовании «белых» схем. Возможно, потому закон и буксует столько лет, что у него нет реальных интересантов. Добавим сюда национальные особенности: смещение центра принятия решений в исполнительную власть, личное участие владельцев бизнеса в работе органов исполнительной и законодательной властей, переход чиновников в бизнесмены и обратно. В регионах также не нужны никакие реестры лоббистов и отчеты «кто куда и к кому заходит» – все интересующиеся и так все знают. 

Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования "ИГНАТОВ консалтинг", эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов рассуждает о том, нужен ли специальный закон о лоббистской деятельности и о том, что может помешать ему стать рабочим инструментом в случае принятия такого закона в России.

Специальный закон о лоббисткой деятельности нужен обязательно, потому что фактически лоббизм на федеральном, региональном и даже муниципальном уровнях есть уже много лет. Нормальное законодательное регулирование нужно, чтобы сделать лоббистские процессы прозрачными и понятными, а сам закон должен быть полезным для объекта регулирования.

Есть примеры стран, где лоббисты занесены в специальные реестры, они работают и не скрывают свою деятельность, декларируют доходы. Политики, которые принимают финансы от лоббистов на свою предвыборную кампанию, тоже это не скрывают.

Однако, в современных российских условиях закон о лоббизме сразу после принятия работать не будет. Ни общество, ни политики, ни в целом система не готовы к этому. Тем не менее, любой путь начинается с первых шагов. Процесс надо начинать. Сначала должно быть общественное обсуждение, затем надо определить механизмы, потом принять закон.

Чтобы закон начал работать все участники регулируемого им взаимодействия: бизнесмены, политики, чиновники, должны понять, что выстраивать отношения на основе принятого закона им лучше и удобнее.

Ключевой фактор – действовать по закону должно быть выгодно. Вот какие выгоды сформулировать – это большой вопрос. С точки зрения предоставления услуг лоббирования, то здесь из-за легализации профессии произойдет неминуемое подорожание услуг. То есть, в первую очередь, надо определить, какие бонусы каждый участник процесса получит от реализации законной схемы.

Если законодатели ограничатся репрессивными механизмами, то пользы не будет. Более того, определение бонусов должно исходить от самих участников процесса, а не диктоваться «сверху». И еще важно не ждать чуда в одночасье. Например, с 1 июля ввести новые правила, а в сентябре уже проверять контрольные показатели. Новые правила будут приживаться долго и болезненно.

Для регионов лоббистская повестка также актуальна. Региональный бизнес тоже лоббирует свои интересы. Важно учитывать общественно-значимую составляющую продвигаемых интересов. Если все это делать в цивилизованных, «белых» рамках, то это поможет бороться с коррупцией.

Важно, чтобы законные процедуры не были дороже серых схем. Если это будет дороже, то никакие репрессии и законы не помогут. И есть еще одно условие для того, чтобы закон о лоббизме, как и любой другой закон, работал: создаваемые правила игры надо не менять. Самое страшное – это постоянно меняющиеся законы и правила игры.

Полностью материал на: https://tula.mk.ru/politics/2019/01/13/belym-lobbizmom-po-korrupcii.html

 gosduma

 
Партнеры
politgen-min-6 Закон о лоббизме должен быть выгодным
banner-cik-min Закон о лоббизме должен быть выгодным
banner-rfsv-min Закон о лоббизме должен быть выгодным
expert-min-2 Закон о лоббизме должен быть выгодным
partners 6
eac_NW-min Закон о лоббизме должен быть выгодным
insomar-min-3 Закон о лоббизме должен быть выгодным
indexlc-logo-min Закон о лоббизме должен быть выгодным
rapc-banner Закон о лоббизме должен быть выгодным