Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП
15.01.2019

Стратегия развития региона – без политической окраски

 

В Иркутской области губернатор Сергей Левченко заявил об утверждении и начале действия госплана по развитию региона с 1 января 2019 года. Эксперимент по воссозданию аналога советского госплана начался летом прошлого года, когда был создан Государственный комитет по планированию социально-экономического развития Иркутской области. Координирующий орган объединил ключевых управленцев и экспертов, в том числе из Москвы и других субъектов РФ. Основной задачей стало объединение работы всех профильных ведомств и территорий региона, в итоге - создание пятилетнего плана развития Иркутской области. Стратегические цели пятилетнего Госплана – рост экономики, бюджета и уровня жизни.

Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Кирилл Шкилев – о перспективах новых пятилеток в Иркутской области и стратегиях развития российских регионов.

Стратегическое планирование в регионах, то, что широко анонсировал губернатор Иркутской области, тема далеко не новая. Однако в основном она была все-таки более политтехнологической, нежели имела отношение к реальной экономике и реальному планированию. Достаточно вспомнить, как в Оренбургской области в 2011 году на выборах в законодательное собрание широко звучала "Стратегия 2030", которую активно представлял губернатор области Юрий Берг. Через несколько лет про 2030 год благополучно забыли и появилась Стратегия развития Оренбургской области. Она вроде как действует до сих пор.

Да, не могу сказать, что это полностью эфемерные стратегии, оставшиеся только на бумаге. Многие пункты из стратегии развития вполне реальны, и они выполняются. Однако это все-таки тактические успехи.

Стоит отметить, что в Иркутской области, вместе с госпланом был создан и комитет по этому самому госпланированию. Коллективный орган, который должен собственно стратегию реализовывать. Здесь может быть как раз тот случай, когда стоит метод взять на вооружение. Ведь многочисленные министерства и ведомства, которые отвечают не только за текущую работу, но и за реализацию федеральных стратегий и указов (указаний), к очередной с помпой презентованной бумаге могут подойти несколько формально. В основном в регионах это так и происходит, хотя и сами "стратегии" не более чем формальность.
Специальный совещательный орган, который, по моему мнению, должен быть сформирован не только из исполнителей (чиновников), но и из представителей бизнеса, науки, общественности и политиков, позволит воплотить заданный план, именно как стратегию, а не распылять ее на отдельные успехи.

Хотелось бы видеть в регионах подобные «стратегии развития» (прорыва, рывка, движения, планирования - нужное подчеркнуть), которые включали бы в себя не только экономические расчеты и некоторые показатели увеличения зарплат, доходов, расходов, но и реальные мысли по развитию вверенного региона. В том числе по развитию среды, правового поля, гражданского общества, местного самоуправления, имиджа региона и так далее. Это должен быть массивный, но в то же время цельный документ, который не привязывался к конкретному губернатору или мэру (тем более они часто и неожиданно меняются), и который был бы понятен и экспертному сообществу, и среднестатистическому избирателю.

Отдельно стоит отметить ресурсную составляющую подобных документов. Не секрет, что регионы, даже далеко не бедные, как например Оренбургская область, очень сильно зависят от федерального бюджета. Ресурсы должны быть понятны и просчитаны, чтобы федеральный центр знал, на что и зачем он выделяет субсидии. Чтобы "пробивали" эти субсидии не только губернаторы, но и депутаты Госдумы от региона. Тогда, конечно, "развитие и процветание" любого российского региона, руководство которого приняло на себя ответственность стратегического прорыва, станет общим делом и политиков, и бизнеса, и общественности, вне зависимости от политической окраски.

pyatiletka

 
Партнеры
politgen-min-6 Стратегия развития региона – без политической окраски
banner-cik-min Стратегия развития региона – без политической окраски
banner-rfsv-min Стратегия развития региона – без политической окраски
expert-min-2 Стратегия развития региона – без политической окраски
partners 6
eac_NW-min Стратегия развития региона – без политической окраски
insomar-min-3 Стратегия развития региона – без политической окраски
indexlc-logo-min Стратегия развития региона – без политической окраски
rapc-banner Стратегия развития региона – без политической окраски