Экотехнопарк «Шиес»: «только не в моем дворе»
Инициаторы того или иного инфраструктурного проекта и власти неизбежно будут сталкиваться с противодействием жителей конкретного населенного пункта, вне зависимости от аргументации в его пользу, считает председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов. Подобное происходит во всем мире и носит общее название not in my back yard.
Ситуации, подобные той, в которой оказались инвестор проекта «Шиес» и власти Архангельской области, происходят во всем мире и даже имеют общее название. В данном случае протест населения против строительства экотехнопарка – это «извечная проблема» и конфликт интересов региона в целом и жителей конкретного места. Эти ситуации сопротивления местных жителей тем или иным изменениям инфраструктуры наблюдаются по всему миру и даже имеют обобщающее название «только не в моем дворе». Англоязычная версия звучит как not in my back yard. По большому счету, позиция местных сообществ почти всегда оказывается именно такой. Все, что может нанести даже совершенно гипотетический ущерб жителям какого-то локального места, вызывает противодействие и неготовность слушать и слышать. В Архангельской области мы наблюдаем противодействие жителей и интересов региона в целом, которому нужно где-то утилизировать отходы, и понятно, что такое место должно найтись, и оно должно быть в транспортной доступности в соответствии с логистикой.
Практически всегда подобное противостояние приводит к поиску компромиссов. Конечно, в каждом конкретном случае нужна медиация. Нужно искать пути выработки более-менее приемлемого решения, хотя абсолютно приемлемым оно не будет никогда. Жители не готовы терпеть любой урон конкретной точке и изначально будут настроены на борьбу. С другой стороны, даже те рациональные аргументы, которые будет приводить разработчик или сторонник проекта, они часто не будут восприняты, поскольку протестные действия почти всегда эмоциональны, и их не перебить рациональными аргументами. И тем не менее только через широкую дискуссию, через механизмы детального обсуждения проекта, разъяснение, поиск вариантов для смягчения каких-то неблагоприятных последствий, только в этом случае можно прийти к решению, которое будет приемлемо для обеих сторон.
Учитывая масштабность ситуации, когда в реформу по обращению с ТКО вовлечена вся страна, властям стоит подумать о единой технологии взаимодействия с экопротестами, которые будут возникать повсеместно. Вне зависимости от аргументации жители будут сопротивляться строительству мусоросжигательных и перерабатывающих заводов, экотехнопарков и так далее. Властям нужна какая-то единая схема с учетом специфики данных протестов. Как это, к примеру, было сделано по реновации в Москве. Тоже были протесты, решение также было воспринято в значительной степени в штыки некоторыми группами горожан, но в то же время были найдены какие-то технологии, правовые механизмы решения, которые более-менее устроили разные группы людей. Мне кажется, теоретически стоит подумать о таких механизмах и для экопротестов.
Ранее опубликовано на http://club-rf.ru/29/detail/2899