Председатель Координационного совета ОПРФ по развитию туризма, индустрии гостеприимства и отдыха, главный редактор интернет-платформы Живоенаследие.рф, эксперт Центра ПРИСП
12.04.2024

Законопроект требует доработки

 

В Минэкономразвития РФ разработали законопроект, позволяющий отелям устанавливать не только возвратные, но и невозвратные тарифы на проживание в номерах. Документ готовят к внесению в Госдуму. Авторы инициативы хотят зафиксировать разницу между этими видами тарифов, чтобы не было злоупотреблений со стороны гостиниц.

Инициативу прокомментировал председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, председатель Координационного совета ОПРФ по развитию туризма, индустрии гостеприимства и отдыха, главный редактор интернет-платформы Живоенаследие.рф,эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов.

2 апреля Комитет защиты конкуренции Госдумы РФ провел слушания о проекте ФЗ, вносящий изменения в ФЗ «О туристской деятельности в РФ». Изменения в данном случае предлагается внести в части регулирования возвратных и невозвратных тарифов в коллективных средствах размещения, прежде всего в гостиницах. Если сегодня этот вопрос законодательством прямо не урегулирован, то резюмируется, что в случае, если гражданин РФ забронировал номер, но не приехал, гостиница должна вернуть ему деньги за услугу, которая не была получена. То в предлагаемом законопроекте вводится два разных варианта договора об оказании гостиничных услуг: договор с возвратным и невозвратным тарифом.

Я принял активное участие в дискуссии, состоявшейся в Госдуме РФ, и выразил позицию Координационного совета ОП РФ по развитию туризма, индустрии гостеприимства и отдыха.

Наша позиция заключается в том, что на практике получила распространение дифференциация тарифов гостиниц. Хотя невозвратные тарифы законом прямо не предусмотрены, но они широко применяются многими гостиницами. Это, конечно, не повод и не основание для легализации этой практики, но нужно отметить, что рентабельность гостиничного бизнеса действительно сегодня не самая высокая.

Как нам пояснил директор департамента Минэкономразвития, рост цен на гостиничные услуги составляет от восьми до 12 процентов за первые два месяца этого года. Мы здесь наблюдаем достаточно высокий рост цен. С нашей точки зрения, необходим поиск баланса для усиления туристической инфраструктуры и сохранения прав туристов.

Мы полагаем, что невозвратные тарифы на услуги гостиниц действительно могут вводиться ФЗ, потому что в конечном счете гостиницы имеют возможность гарантированно окупить часть затрат, связанных с содержанием и функционированием своего объекта недвижимости, а потребитель, который действительно готов гарантировать оплату своего номера отелю, может получить реальную скидку и на этом сэкономить. Он рискует в этом случае некоторыми своими денежными средствами, но экономит на сумме тех средств, которые он оплачивает.

Когда тариф возвратный, то гостиница рискует тем, что гражданин может не приехать и отказаться от размещения в отеле, но риск незаезда туриста закладывается в цену проживания. Это совершенно нормальная экономическая модель. В этом смысле концептуально мы не выразили возражения данному подходу. Однако мы обозначили существенные замечания, касающиеся прав туристов, которые не были прописаны.

Предполагается, что оплаченная стоимость проживания в гостинице не возвращается туристу за исключением его болезни и смерти или же болезни и смерти родственников. Мы считаем, что перечень таких чрезвычайных обстоятельств гораздо шире. Это может быть ЧП на транспорте, которое бы не позволило физически приехать человеку. Также это может быть ситуация террористического акта, как, к сожалению, мы уже увидели, какие риски могут быть. Необходимо вести речь о том, что пассажиру, попавшему в тяжелую жизненную ситуацию, должны быть возвращены те средства, которые он заплатил.

Мы договорились с Комитетом защиты конкуренции Госдумы РФ о том, что мы проработаем степень уважительных причин и представим этот список.

Другой вопрос, который требует внимания — это прописанные в законопроекте правила возвратного тарифа. В случае незаезда туриста он оплачивает фактически понесенные гостиницей расходы. Причем никакой расшифровки, детализации, методики, расчета понесенных расходов не было представлено в законопроекте. В данном случае мы обозначили необходимость четкого правового регулирования данного вопроса и фактически понесенные расходы должны быть действительно взяты на себя гостиницей в случае незаезда пассажира. Только в этом случае они должны быть компенсированы.

Наконец, мы обратили внимание на еще один существенный момент, что в случае невозвратного тарифа, если пассажир оплатил уже гостиницу, пусть и не по высокой цене, и фактически не приехал к назначенному сроку, то он должен сохранить за собой право заселения до конца срока проживания. Необязательно приезжать в установленный день заселения. Он должен иметь гарантированное право заселения в отеле независимо от того, насколько он опоздал. Гостиница не должна иметь право сдать его номер вновь. В этом смысле представленный законопроект нуждается в детализации. Законопроект пока находится на стадии обсуждения, и мы не исключаем возможность общественной экспертизы законопроекта в стенах ОП РФ.

Ранее опубликовано на: https://www.oprf.ru/news/nevozvratnye-tarify-v-otelyakh-budut-na-30-protsentov-nizhe-obychnykh

kurort turizm

 
Партнеры
politgen-min-6 Законопроект требует доработки
banner-cik-min Законопроект требует доработки
banner-rfsv-min Законопроект требует доработки
expert-min-2 Законопроект требует доработки
partners 6
eac_NW-min Законопроект требует доработки
insomar-min-3 Законопроект требует доработки
indexlc-logo-min Законопроект требует доработки
rapc-banner Законопроект требует доработки