Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ
05.08.2024

Эскалация напряжения для решение иранской проблемы

 

Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Владимир Пряхин – о том, что стоит за обострением ситуации на Ближнем Востоке.

Напряжённостью на Ближнем Востоке вряд ли кого можно удивить. Ещё по получению первых известий о столкновениях между израильскими «новосёлами» и арабским старожильческим населением И.В. Сталин сказал: «Это надолго…». В истории международных отношений послевоенного периода трудно найти более точный внешний политический прогноз, чем этот. История арабо-израильских отношений, начиная в 1947 г. – череда кризисов, конфликтов, воин и...сопутствующих резолюций Совета Безопасности ООН с одним и тем же припевом кота Леопольда «Ребята, давайся жить дружно!».

Вот и сейчас, когда Вашингтон и Лондон призвали своих граждан и подданных покинуть Ливан в виду обострения обстановки, никого это особенно удивить не может. Но точно так же, как и все предыдущие, нынешнее обострение имеет свою «индивидуальную» специфику…

Прежде всего, бросается в глаза, что каких-либо видимых причин для эскалации не было. ЦАХАЛ, в общем-то, нанёс поражение военному ядру ХАМАС. Радикалы со скрипом пошли на определенные уступки, с помощью египетских, катарских и других посредников между сторонами велись переговоры, и можно было надеяться на то, что, пусть временное, но какое-то решение проблемы сектора Газа будет найдено.

19 июля, однако, Израиль внезапно прервал эти переговоры, объяснив свою позицию необходимостью сформировать дополнительные условия. Из материалов СМИ можно было сделать вывод, что Тель-Авив решил ужесточить свою позицию на переговорах, поскольку израильские военные полагают, что могут добиться своих целей без каких-либо переговоров. Одновременно 23 июля премьер-министр Б. Нетаньяху отправился в Вашингтон, где выступил перед конгрессменами и провёл переговоры с американскими «дисижин-мейкерами», то бишь лицами, принимающими решения, хотя, кто сейчас в Белом доме принимает решения, понять трудно.

Но вот то, что не все сейчас зависит только от них, это очевидно. Мы привыкли к тому, что поддержка Вашингтоном любых действий Израиля носит безусловный и заведомо обеспеченный характер. Так повелось со времён Гарри Трумэна, который сломив сопротивление ЦРУ, Минобороны и Министерства энергетики США, сделал ставку в ближневосточном конфликте на Израиль. Не следует также забывать, что средства массовой информации США полностью контролируются симпатизирующими Израилю сионистскими кругами.

Но Америка 2024 года уже не та Америка, каковой она была при Трумэне. Визит премьер-министра Израиля сопровождался многочисленными протестами. Выступление главы израильского правительства в Конгрессе США бойкотировали около половины членов палаты представителей и сената от демократической партии. Конгрессвумен Рашида Тлаиб во время выступления Нетаньяху держала плакат с надписью «Военный преступник». И все это в разгар президентской избирательной кампании.

Естественно, что пропалестинские настроения в американском общественном мнении не могли не отбросить тень на переговоры лидеров обеих стран 2 августа. Детали этих переговоров, конечно, не разглашаются. Но прослеживается серьезная смена акцентов в действиях как Тель-Авива, так и Вашингтона. Хотя формально в фокусе их политики по-прежнему остается израильско-палестинский конфликт, для политической элиты США сейчас более важно не разжигать в стране антихамасовский страсти, а использовать конфликт в Газе как предлог для решения «иранской проблемы». Тем более, что отношение арабов к Ирану далеко не однозначно, американское общественное мнение настроено антиирански, а Тегеран вот уже сорок пять лет трактуется Белым доме и в Тель-Авивом в качестве врага.

При этом, если материальные возможности и человеческие ресурсы движения ХАМАС все-таки ограничены, то Исламская республика Иран – мощное независимое государство на Среднем (или по терминологии Вашингтона на Большом Ближнем) Востоке. Со времени образования в 1979 г. оно выдержало невиданную экономическую блокаду, восьмилетнею кровопролитную войну с Ираком, герметическую изоляцию от стран Запада и серию подрывных действий и спецопераций израильских спецслужб. На сегодняшний день Иран располагает развитой экономикой, полуторамиллионной армией, современными вооруженными силами, активно развивает военно-техническое сотрудничество с КНР, импортировав из Китая истребители, противокорабельные ракеты, военно-транспортные самолёты, артиллерийские орудия, средние танки, а также ряд технологий на общую сумму свыше 4 млрд долларов. Подконтрольное Тегерану ополчение Хезболла активно действует в Ливане, Йемене и Сирии. Но самое главное, что беспокоит Вашингтон и в еще большей степени Тель-Авив – это эвентуальная возможность приобщения Ирана к ядерному оружию.

В 2015 г. шесть государств, включая США, подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВДП) по иранской ядерной проблеме, выполнение которого фактически исключало возможность приобщения Тегерана к «Бомбе». Но уже в 2018 г. США прервали свое участие в соглашении, что де-факто освободило и Иран от принятых обязательств.

Возникает вопрос, не намерены ли в Вашингтоне использовать обострение обстановки вокруг сектора Газа для решения иранской ядерной проблемы силовыми методами – нанеся, например, удар по центру ядерных исследований Ирана в Натанзе. Чем иначе объяснить провокационные действия Израиля в отношение Тегерана? Нетаньяху еще находился в США, а в Тегеране уже был убит лидер Хамас Исмаил Хании. И хотя официальный Тель-Авив не подтвердил своего участия в организации этого теракта, факт причастности к нему израильской разведки Моссад – тайна Полишинеля. Один из израильских министров вопреки строгому указанию руководства проговорился, что убийство Хании — «правильный способ очистить мир от этой грязи».

С военной точки зрения, в этом теракте не было никакого смысла. Вряд ли бы он вызвал столь мощный международный резонанс, если бы был совершен на территории Газы в ходе военных действий. Но в данном случае в конфликт прямо вовлекается Иран. Тегеран, естественно, не может промолчать, когда на его территории творят произвол иностранные государства. Лидер Исламской республики объявил, что «удар возмездия» будет нанесен по Израилю. И незамедлительно после этого в регионе усилена американская военная группировка, на Ближний Восток направлен авианосец «Авраам Линкольн», дополнительные крейсеры и эсминцы, которые могут сбивать баллистические ракеты, в регион направят также дополнительную эскадрилью истребителей. 4 августа сюда прибыл командующий Центральным командованием американских вооруженных сил генерал Майкл Курилла. Официальный предлог – «подготовки к возможному нападению на Израиль со стороны Ирана». О том, что причина обострения обстановки убийство Хании - ни слова.

Вместе с тем не может не обратить на себя внимание крупномасштабность проводимых мероприятий и выделенных для участия в них вооруженных сил. Не создали ли «ястребы» в Вашингтоне и Тель-Авиве нынешний этапа эскалации для развязывания в регионе полномасштабной войны и «решения» иранской проблемы? Тем самым, будет спровоцирован новый серьёзный региональный конфликт и новое серьёзное обострение и без того непростой международной обстановке. Но уходящее в небытие нынешнее руководство Белого дома это мало беспокоит. Более того, Байден будет только рад оставить своим возможным преемникам такое сомнительное наследство.

 shahmaty2

 
Партнеры
politgen-min-6 Эскалация напряжения для решение иранской проблемы
banner-cik-min Эскалация напряжения для решение иранской проблемы
banner-rfsv-min Эскалация напряжения для решение иранской проблемы
expert-min-2 Эскалация напряжения для решение иранской проблемы
partners 6
eac_NW-min Эскалация напряжения для решение иранской проблемы
insomar-min-3 Эскалация напряжения для решение иранской проблемы
indexlc-logo-min Эскалация напряжения для решение иранской проблемы
rapc-banner Эскалация напряжения для решение иранской проблемы