Политолог, эксперт Центра ПРИСП
29.11.2024

Между Орлом и Драконом: выбор без выбора

 

Постоянный заместитель директора института Русско-Китайского взаимодействия Андрей Девятов разместил пост о перспективах развития взаимоотношений в рамках треугольника «США – Китай - Россия». По мнению эксперта, Китай намерен «побеждать за счет и на обломках своего союзника» в лице РФ.

Свою точку зрения по этому вопросу высказал политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.  

Необходимо признать, что в настоящий момент Россия для Китая не союзник, а партнер, причем младший. В экономическом и технологическом плане мы существенно уступаем современной КНР. В военном плане РФ также зависима от официального Пекина (достаточно вспомнить о том, какую роль в обеспечении боеспособности нашей армии играют поставки дронов, средств связи, комплектующих к ним и в целом электроники из Поднебесной).

По подсчетам сотрудников Институт экономической политики, в 2023 г., доля Китая в российской внешней торговле составляла 32% (взаимодействие с контрагентами из КНР обеспечивало 41% импорта и 26% экспорта). В то же время доля РФ во внешней торговле Китая составляла 3,9% (5,1% импорта и 3,3% экспорта).

Доля Китая в российской торговле по итогам десяти месяцев 2023 г. составила 32% — такая оценка приводится в обзоре Института Гайдара (ИЭП). На основе данных китайской таможни в ИЭП рассчитали, что доля КНР в российском импорте за этот период составила 41%, в экспорте — 26%.

Для Китая Россия остается куда менее значимым торговым партнером, напоминают в ИЭП: ее доля в товарообороте КНР в январе—октябре 2023 года составила лишь 3,9%: на российские товары пришлось 5,1% импорта в Китай, поставки на российский рынок сбыта составили 3,3% его экспорта.

Объем внешней торговли Китая со странами АСЕАН в 2023 г. составлял 912 млрд долларов, с государствами Евросоюза – 783 млрд, с США – 664 млрд, с Россией – 240 млрд. В целом товарооборот Поднебесной с Россией находится примерно на том же уровне, что и торговля с Вьетнамом или Австралией.

Основная стратегическая инициатива Пекина «Один пояс – один путь» в целом слабо связана с Россией. Внешнеполитические приоритеты Китая связаны преимущественно с обеспечением экспансии КНР в Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион через экономическое освоение Среднего, Ближнего и Дальнего Востока. Связанные с этим проекты российско-китайского сотрудничества носят в лучшем случае вторичный характер.

Вполне очевидно, что в рамках этой конфигурации официальный Пекин не будет жертвовать стратегически значимыми для него взаимоотношениями с государствами ЕС или США, последовательно и принципиально отстаивая интересы России. Наиболее наглядным подтверждением этого может служить, например, отказ Поднебесной признать Крым частью территории России. Китай сотрудничает с Россией, но лишь в той степени, насколько это партнерство соответствует его глубинным интересам. Которые, как вполне очевидно, достаточно слабо связаны с севером Евразии.

Для России существует искушение попробовать договориться с США и в рамках альянса с Вашингтоном «наказать китайцев за безразличие». Однако такой альянс не можен быть заключен иначе, кроме как ценой отказа от имперских амбиций. Перемирие на Украине по «формуле Трампа» (с созданием демилитаризованной зоны, вводом миротворцев, временным замораживанием переговоров о вступлении «незалежной» в НАТО и продолжение «накачки» родины Шевченко оружием) будет означать ровно одно: отказ выполнять условия «ультиматума Путина», озвученного российским президентом в декабре 2021 г. В обмен на это Россия может получить лишь частичное избавление от санкционных ограничений. Отказ от прочих санкций и планов обложить экспорт российских углеводородов, вероятно, будет использован Вашингтоном как предмет торга в ходе переговоров о присоединению к антикитайскому альянсу. Однако замирение с Западом на таких условиях будет мало отличаться от капитуляции. В рамках этого сценария Россия, в лучшем случае, останется значимой региональной державой, критически зависящей от внешней торговли со странами Запада и не способной сопротивляться экспансии соседей в ее исторические зоны влияния. Безусловно, часть российского истеблишмента это устроит (фактически речь идет, в конце концов, лишь о «возвращении в 90-е»). Однако для действующего политического руководства это будет означать фиаско.

Если проводить исторические аналогии, то сложившаяся ситуация во многом напоминает положение вещей в период участия России в войнах антифранцузских коалиций 1799 – 1814 гг. Тогда для нашего отечества сложилась уникально благоприятная ситуация. Все великие державы Европы, десятилетиями портившие кровь наследникам Петра, увлеченно тузили друг друга кто во что горазд. Все, что тогда требовалось от правителей России – самоустраниться от европейской бойни и заняться решением накопившихся внутренних проблем. Однако как Павел I, так и его сын предпочли «играть в большую политику», что стоило России колоссальных человеческих жертв и чудовищных экономических потерь. К кому бы из европейских полюсов они не пожелали примкнуть, это всякий раз оборачивалось для России необходимостью приносить свои интересы в жертву «союзникам».

В условиях столкновения двух доминирующих на планете держав – США и Китая – самым разумным для России вариантом поведения является выбор «стратегии Токугавы». Не нужно лезть в драку хищников – ни один из них все равно не рассматривает нас как реального союзника и не спешит предлагать какие-либо льготы и преференции. Лучше заняться накоплением сил и решением внутренних проблем, выжидая благоприятный момент, когда Орел и Дракон достаточно ослабят друг друга.

Выгоды использования этой стратегии отмечал еще Сунь Цзы: «Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь. …Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая. …знают, что победят в пяти случаях: побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют пользоваться и большими и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие имеют одни н те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им. Эти пять положений и есть путь знания победы».

amerik kitai min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Между Орлом и Драконом: выбор без выбора
banner-cik-min Между Орлом и Драконом: выбор без выбора
banner-rfsv-min Между Орлом и Драконом: выбор без выбора
expert-min-2 Между Орлом и Драконом: выбор без выбора
partners 6
eac_NW-min Между Орлом и Драконом: выбор без выбора
insomar-min-3 Между Орлом и Драконом: выбор без выбора
indexlc-logo-min Между Орлом и Драконом: выбор без выбора
rapc-banner Между Орлом и Драконом: выбор без выбора