Политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО)
08.07.2025

Регулятором торговых онлайн-платформ должна стать ФНС

 

Политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Павел Склянчук – о предложениях по доработке законопроекта о платформенной экономике.

Законопроект о платформенной экономике, очевидно, планируется успеть принять до конца летней сессии Государственной Думы. Концептуально он поддерживается всеми сторонами, но у бизнеса остается ряд замечаний.

Несмотря на то, что срок вступления закона в силу перенесен на 1 марта 2027 г. источники сообщают, что работа над изменениями принятых норм, но еще не вступивших в силу, будет продолжена.

Почти двухлетняя пауза нужна маркетплейсам, чтобы заморозить нынешние несовершенные практики, который закон призван исправить. Во-первых, борьба с контрафактом. Досудебный механизм личного кабинета правообладателей должен помочь ФАС бороться с некачественной продукцией. Сегодня онлайн-платформы используются для сбыта того, что прошло черным карго через таможню. Такой своеобразный «онлайн-черкизон». Чтобы сделать торговлю контрафактом невыгодной, нужны именно оборотные штрафы для маркетплейсов (закон-спутник в КоАП). В настоящее время у площадок нет субсидиарной ответственности за сбыт некачественных товаров и отсутствие маркировки.

Третье, о чем кричит любой селлер на маркетплейсе – прозрачные правила применения алгоритмов. Сегодня площадки явно злоупотребляют своим правом ранжировать поисковую выдачу. Четвёртое: ценовое вмешательство. В проекте это красиво называется снижением цены «в интересах покупателя», но по факту это является демпингом за счет продавца.

Последнее, но не последнее по значимости, что за скобками закона остается вопрос о том, какой главный регулятор должен следить за онлайн-платформами. Целесообразно эту функцию возложить на ФНС. Объем рынка онлайн-торговли в 2024 г. достиг 9 трлн руб. Но сколько налогов получил бюджет? Вопросы с непрозрачными схемами уплаты НДС остаются.

Таким образом, если резюмировать предложения традиционного бизнеса, которые отрасль направила в Государственную Думу, Совет Федерации и Администрацию Президента, то получится следующее: личный кабинет правообладателя, оборотные штрафы, прозрачные алгоритмы, право вето на ценовой диктат, понятный надзор. После принятия базовой версии закона его доработка будет вестись по этим пяти направлениям.

 

kassa torgovlya raschet min

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Регулятором торговых онлайн-платформ должна стать ФНС
banner-cik-min Регулятором торговых онлайн-платформ должна стать ФНС
banner-rfsv-min Регулятором торговых онлайн-платформ должна стать ФНС
expert-min-2 Регулятором торговых онлайн-платформ должна стать ФНС
partners 6
eac_NW-min Регулятором торговых онлайн-платформ должна стать ФНС
insomar-min-3 Регулятором торговых онлайн-платформ должна стать ФНС
indexlc-logo-min Регулятором торговых онлайн-платформ должна стать ФНС
rapc-banner Регулятором торговых онлайн-платформ должна стать ФНС
НАВЕРХ