Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП
20.03.2019

Россия ищет выход из мусорной ситуации

 

На этой неделе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко подняла вопрос реализации нацпроекта «Экология», рассчитанного до 2024 года. Она заметила, что две трети процедур выбора операторов по вывозу мусора в регионах прошли на безальтернативной основе, а разница в тарифах по регионам превышает 27 раз.

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о том, откуда берется такая разница тарифов, как следует бороться с недобросовестными операторами и существует ли рациональный выход из создавшейся ситуации.

Российские регионы значительно отличаются друг от друга. Мусорные полигоны расположены в непосредственной близости от населенных пунктов. Следовательно, затраты на вывоз мусора оттуда – невысокие, в отличие от тех регионов, где до ближайшего поселка или города от полигона сотни километров. В этом кроется, на мой взгляд, основная проблема столь существенной разницы в тарифах.

Другой вопрос – платежеспособность жителей регионов, и в этом тоже есть отличия. К примеру, заработные платы в Москве или Московской области в несколько раз выше, чем, скажем, средняя заработная плата на Северном Кавказе или в Поволжье. Это тоже учитывалось органами региональной власти при установлении тарифа на вывоз мусора.

Наконец, третья проблема в том, что многие губернаторы до конца не понимали, какой тариф необходимо установить, и брали цифры с потолка. Я уверен, что тарифы будут меняться, уточняться, и здесь необходимо, чтобы федеральная власть установила критерии. На сегодняшний момент они определяются руководителями регионов. Такого быть не должно. Иначе получается кто в лес, кто по дрова.

Почему в сибирских регионах тариф на вывоз мусора выше, чем, например, в Москве? Считаю, здесь влияет наличие или отсутствие мусороперерабатывающих полигонов, заводов или полигонов твердых бытовых отходов. Вполне возможно, что сюда закладывается некая инвестиционная составляющая.

Проблема в том, что, по большому счету, губернаторы ничего не объясняют своим жителям. Никто ничего не знает, люди просто получают платежки с цифрами – отсюда и массовые недовольства. Никакой информационной кампании в регионах не ведется, и это самое большое упущение на всех уровнях власти.

Идея мусорной реформы – хорошая и вполне может работать, но сегодня мы вынуждены констатировать, что многие регионы не готовы к таким семимильным шагам по ее реализации. Стоит вспомнить, что еще в конце прошлого года многие губернаторы заявляли: «Мы не готовы». К сожалению, федеральный центр заставил их подчиниться и запустить реформу в регионах.

Нужна ли мусорная реформа в России? Конечно, без нее никуда. С другой стороны, хорошая идея опошлена не самой лучше реализацией. Единственный выход из сложившейся ситуации – федеральная власть должна провести анализ ситуации в регионах и выдать четкую методологию реализации этой реформы. Реформа должна быть уточнена с учетом особенностей регионов.

Ранее опубликовано на: http://fedpress.ru/expert-opinion/2207851

musor na ulice

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Россия ищет выход из мусорной ситуации
banner-cik-min Россия ищет выход из мусорной ситуации
banner-rfsv-min Россия ищет выход из мусорной ситуации
expert-min-2 Россия ищет выход из мусорной ситуации
partners 6
eac_NW-min Россия ищет выход из мусорной ситуации
insomar-min-3 Россия ищет выход из мусорной ситуации
indexlc-logo-min Россия ищет выход из мусорной ситуации
rapc-banner Россия ищет выход из мусорной ситуации