Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля»
31.07.2025

Северный маршрут будущего

 

Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров – о том, как Владимир Панов предлагает переосмыслить развитие Арктики.

На совместном заседании комиссий Государственного совета РФ, посвящённом международной кооперации и Арктике, полномочный представитель госкорпорации «Росатом» по развитию Арктики Владимир Панов выступил с программным заявлением. Его выступление стало своего рода манифестом нового подхода: от административной координации — к стратегическому управлению Арктикой как единой системой.
«Мы должны перестать смотреть на Арктику как на сложносочинённый набор локальных проектов. Это не география ведомств, а территория смыслов, ресурсов и вызовов, которая требует синхронной и системной работы».

Северный морской путь — хребет инфраструктуры

Особое внимание Панов уделил инфраструктуре Северного морского пути (СМП). Он подчеркнул, что сегодня маршрут продолжает оставаться «логистическим пазлом» из несвязанных между собой точек. В результате — ограниченные возможности транзита и высокая стоимость транспортных операций.

«Без создания базовой инфраструктуры мы не сможем превратить СМП в устойчивую и привлекательную логистическую артерию. А значит — не сможем и привлечь груз, и организовать экспортные цепочки».

Точки роста: от Сабетты до Певека

Панов назвал ключевые точки развития вдоль трассы СМП. Среди них:
Сабетта — ключевой порт для LNG-проектов.
Диксон — точка опоры для развития западного участка СМП.
Тикси — узел, требующий восстановления и модернизации.
Певек — восточная база с потенциалом обслуживания транзитного флота.
Архангельск и Мурманск — западные ворота Северного морского пути.

«Без опорных точек — портов с универсальной логистикой и современной энергетикой — мы не запустим полноценный транзит. Это должен быть не путь от пункта А в пункт Б, а маршрут через экономически насыщенное пространство».

Энергия, связь, кадры — и экология

Панов подчеркнул, что развитие СМП невозможно без параллельной модернизации связанной инфраструктуры. В первую очередь речь идёт об энергетике — включая малую атомную генерацию и проекты «зелёной» энергетики, которая важна как для международного имиджа, так и для устойчивости систем жизнеобеспечения.

Также в числе приоритетов — цифровизация и обеспечение связью, в том числе с помощью спутниковых решений и оптоволоконных линий. В рамках уже начатых проектов «Росатом» участвует в создании цифрового коридора вдоль СМП.

И, наконец, кадровый вопрос. По словам Панова, без подготовки специалистов, включая арктических техников, капитанов и логистов, «все наши инфраструктурные усилия превратятся в мёртвый груз».

«Единый управляющий контур» — альтернатива распылению

Одним из главных тезисов стало предложение создать единый управляющий контур для развития Севера. В сегодняшней модели разные ведомства отвечают за отдельные элементы: одно — за порты, другое — за энергетику, третье — за кадры. В результате процесс буксует.
«Арктика не должна быть территорией согласований. Она должна быть территорией решений. И решения эти должны приниматься быстро и точно».

Панов предлагает выстроить вертикаль управления Арктикой, где Росатом как единый интегратор берёт на себя ответственность за реализацию проектов, синхронизацию программ и координацию с регионами.

smp sever

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Северный маршрут будущего
banner-cik-min Северный маршрут будущего
banner-rfsv-min Северный маршрут будущего
expert-min-2 Северный маршрут будущего
partners 6
eac_NW-min Северный маршрут будущего
insomar-min-3 Северный маршрут будущего
indexlc-logo-min Северный маршрут будущего
rapc-banner Северный маршрут будущего