Исторические упражнения приморского губернатора
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев прокомментировал заявления Олега Кожемяко об отсутствии у Китая «исторических прав» на Приморье.
Намедни губернатор Приморья Олег Кожемяко на заседании регионального правительства выразил обеспокоенность «попытками переписать историю Дальнего Востока». Как заявил глава края, в публичном поле Китая усиленно продвигается тезис о том, что территории современного Приморья до подписания Пекинского договора 1860 года входили в состав Китая или находились в зоне его влияния. По словам Кожемяко, это полностью не соответствует действительности. Губернатор заявил, что «Приморский край никогда не принадлежал Китаю», подчеркнув, что в разные периоды на территории региона существовали различные государственные образования, в том числе маньчжурская империя Цин, «которая не была китайской».
Что здесь можно сказать? Если ты взялся защищать государственные интересы, то делай это хотя бы грамотно. Открываем текст Пекинского договора 2 (14) ноября 1860 г., на основании которого Россия и получила Приморье. Видим, что начинается он со слов «По внимательном рассмотрении и обсуждении существующих между Россией и Китаем договоров…». На протяжении всего текста соглашения возглавляемая монархом из династии Цин Поднебесная именуется именно как «китайское государство». Манчжурское происхождение правящего дома Китая никого не смущало, равно как и пребывание Гольштейн-Готторпской ветви Ольденбургской династии на российском престоле. Все прекрасно понимали, что договариваются между собой Россия и Китай.
Также следует отметить, что Приморье стабильно оставалось по китайскую сторону границы на основании Нерчинского договора, а также Буринского и Кяхтинского трактатов.
Границы между великими державами на протяжении их совместной истории неоднократно менялись в результате как использования насилия, так и на основе компромиссов. И потому то обстоятельство, что соседнее государство когда-то владело частью вашей территории, само по себе не создает угрозы отторжения этого региона. Англичане, условно, могут сколько угодно кричать о том, что Гиень или Кале – это их исторические владения. Пока французское государство жизнеспособно, а экономические связи пограничных территорий с его центром прочнее контактов с Соединенным Королевством, Парижу будут безразличны любые вопли из Лондона. Точно также у современных американцев вызывают лишь смех претензии некоторых мексиканцев на Техас и другие утраченные ранее территории.
И давайте признаем честно: Китаю не нужно захватывать российские территории на Дальнем Востоке, он и так имеет доступ к ресурсам региона на весьма льготных условиях. Оккупация Приморья Китаем банально лишена смысла для Поднебесной даже в рамках такого фантастического сценария, как внезапное исчезновение у России ядерного оружия и средств его доставки.















