Политолог, эксперт Центра ПРИСП
09.12.2025

Разогнутые «скрепы» Бурбонов

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о том, как попытки «закрутить гайки» и насаждать традиционные ценности закончились революцией во Франции.

В политической истории прослеживается закономерность, которую социологи определяют как «парадокс реакционной стабилизации». Государственная власть, стремясь купировать социальные изменения и модернизационные процессы, часто прибегает к тактике «замораживания» общественных отношений. Инструментами выступают ужесточение цензуры, законодательная защита доминирующей религии, насаждение патриархальных семейных моделей и маргинализация инакомыслия.

Однако исторический опыт показывает, что при отсутствии гибких институтов (в том числе – парламентаризма и независимых от государства СМИ) подобные меры лишают систему власти доступа к механизму обратной связи. Давление государства на общество возрастает пропорционально жесткости запретов, что неизбежно ведет к социальному взрыву.

Период Реставрации Бурбонов во Франции (1814-830 гг.) служит прекрасной иллюстрацией этого парадокса. Данный хронологический отрезок характеризовался фундаментальным противоречием между стремлением монархии вернуться к дореволюционным устоям и необратимыми изменениями в социальной структуре, вызванными Великой французской революцией и наполеоновской эпохой. И если в период правления Людовика XVIII (1814 -1824 гг.) власти пытались придерживаться политики компромисса, соблюдая основные пункты Конституционной Хартии 1814 г., то после восшествия на престол его брата Карла X начался резкий поворот внутренней политики в сторону традиционализма.

Торжественная коронация Карла X в Реймсе (май 1825 г.) с соблюдением всех архаичных ритуалов (включая «исцеление» золотушных) была призвана сакрализировать власть монарха. Однако в условиях секуляризованного общества XIX века это событие было воспринято как политический анахронизм, подчеркивающий разрыв короля с реальностью.

В апреле 1825 г. был принят «Закон о святотатстве». Данный нормативный акт стал символом возврата к средневековому праву. Закон предусматривал смертную казнь за осквернение освященных сосудов и гостии. Фактически он противоречил духу Гражданского кодекса и принципу свободы вероисповедания, закрепленному в Хартии, поскольку приравнивал преступление против религии к преступлению против государства.

Закон от 27 апреля 1825 года предусматривал выплату компенсаций дворянам, чьи феодальные права были аннулированы, а земли были конфискованы и распроданы в годы Революции как «национальное имущество». Для финансирования этих выплат правительство, возглавляемое графом де Виллелем, пошло на создание государственного займа в размере 1 миллиарда франков, из которого эмигрантам выплачивались проценты (купоны) в качестве компенсации.

В 1826 году правительство внесло законопроект о восстановлении права первородства при наследовании земельных владений. Целью было предотвратить дальнейшее дробление дворянских угодий. Проект вызвал бурю негодования, так как он прямо атаковал принцип равенства граждан перед законом. Против выступила даже Палата пэров (Chambre des pairs), отвергнувшая закон.

В итоге к концу 1820-х годов попытки законодательно закрепить традиционалистские ценности привели к полной изоляции королевской власти.

Назначение в августе 1829 года главой кабинета Жюля де Полиньяка, ультрароялиста и религиозного мистика, стало точкой невозврата. Сын ближайшей подруги Марии-Антуанетты, фанатичный католик, он искренне верил, что его миссия – восстановить абсолютную власть короля, дарованную Богом, и спасти Францию от безбожия революции. При этом Полиньяк был убежден в пассивности народа («Народ не пошевелится», – уверял он короля). Он даже не подготовил должным образом военные силы к подавлению беспорядков, полагаясь на мистическую уверенность в правоте монарха.

Финальным аккордом стала реформа, предпринятая королем 25 июля 1830 года. Подписанные Карлом X четыре ордонанса предусматривали:

– полную отмену свободы печати. Любое издание периодической печати могло выходить только с разрешения короля, возобновляемого каждые 3 месяца. Разрешение могло быть отозвано в любой момент;

– роспуск только что избранной Палаты депутатов;

– изменение избирательного закона с целью лишения избирательных прав коммерсантов и промышленников в пользу земельной аристократии. При оценке избирательного ценза теперь учитывался только поземельный налог. Налоги с патентов на торговлю и промышленную деятельность исключались из ценза;

– назначение новых выборов.

Эти меры, призванные силой утвердить патриархально-монархическую модель, нарушали 14-ю статью Хартии и спровоцировали социальный взрыв. Результатом стали «Три славных дня» – Июльская революция, приведшая к отречению Карла X и падению династии Бурбонов.

franciya

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Разогнутые «скрепы» Бурбонов
banner-cik-min Разогнутые «скрепы» Бурбонов
banner-rfsv-min Разогнутые «скрепы» Бурбонов
expert-min-2 Разогнутые «скрепы» Бурбонов
partners 6
eac_NW-min Разогнутые «скрепы» Бурбонов
insomar-min-3 Разогнутые «скрепы» Бурбонов
indexlc-logo-min Разогнутые «скрепы» Бурбонов
rapc-banner Разогнутые «скрепы» Бурбонов