Обновить флот за пять лет не получится
Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – об ужесточении требований к работе торгового флота.
Минтранс разработал законопроект, ужесточающий требования к работе торгового флота с 2030 года. Закон жёсткий, в том числе включает:
- Полный запрет на заход в порты судов старше 40 лет.
- Повышающий коэффициент к портовому сбору для судов старше 30 лет.
- Ежегодное освидетельствование судов старше 30 лет на соответствие правилам классификационного общества. При выявлении несоответствий размер страховой суммы увеличивается в 10 раз.
Забавный законопроект, особенно если учесть, что:
Средний возраст морских судов, работающих в Арктике, — 26 лет, а у речных — 45 лет. Почему Арктика? — безальтернативный северный завоз, важнейшие проекты развития страны и т.д.
Средний возраст речных судов в России — 37–40 лет для грузового флота в целом, а речных танкеров — 49 лет.
Российский «теневой флот» — это суда возрастом 20+ лет.
Список можно продолжать долго. Но если Минтранс проведёт этот законопроект через жерло межведомственных согласований, то речные и морские перевозки в России остановятся: за пять лет не получится обновить флот, который стареет уже полвека. Просто не хватит ресурсов Родины, даже если бы не шло СВО, а ставка ЦБ была на полу.
Очевидно, что отрасль коммерческих перевозок пытаются провести по пути пересадки таксистов на отечественный автомобиль. Однако, если российский автопром выпускает хотя бы что-то более-менее соответствующее понятию «современный автомобиль», то российское судостроение не выпускает ничего, похожего на коммерческое судно размерностью более Handymax — 60 тыс. тонн. Но в основе морских перевозок России — крупнотоннажные грузы: нефть, газ, уголь, которые перевозятся судами дедвейтом более 100 тыс. тонн.
Найдите позицию России в мировом топе судостроителей на инфографике: в год в нашей стране спускают флот на 100 тыс. тонн в год. Это водоизмещение одного угольного балкера или среднего нефтяного танкера. Это всё, на что способна коммерческая отрасль.
Перед тем как принять закон нужно признать, что в России нет коммерческого судостроения. И его никогда не было. В том же СССР большинство судов коммерческого флота было построено на верфях Финляндии, ГДР, Болгарии и других странах СЭВ. Поэтому возродить отрасль невозможно, её нужно создавать. Но сделать это можно не за пять лет и даже не за десять. А начать нужно с простого: отечественного судового двигателя.
А вот остановить коммерческое судоходство и рекой, и морем — можно одним неудачным решением.















