Новогодний корпоратив – это идеальная символическая точка
Политический консультант, эксперт Центра ПРИСП Роза Абдулина – о предложении запретить новогодние корпоративы.
Запретить новогодние корпоративы? Давайте тогда запретим и огонь, ведь от него бывают пожары. На фоне дискуссии (где, кстати, молодец депутат Светлана Бессараб – понимает побольше некоторых) предлагаю взглянуть на традицию трезво, в буквальном смысле.
Исторический ликбез, или Наше все:
Депутат Брянской областной Думы называет корпоративы «чуждыми устоям». Что ж, интересная позиция, учитывая, что прямой предок нашего корпоратива – советский профсоюзный вечер. Это было обязательное, идеологически выверенное мероприятие с отчетом, «капустником» и скромным банкетом. Цель – идеологическое сплочение и почитание труда. Никакого «блуда», только лозунги и коллективизм. Так что корпоратив – это не западная диверсия, а современный формат. Логичное развитие, где лозунги – это тосты руководителя и коллег.
А до этого?
Были и дореволюционные «хозяинские» угощения для рабочих на Пасху – жест патернализма и укрепления лояльности. Так что сама идея коллективного праздника за счет «фирмы» стара как мир.
Поговорим о реальной, глубинной пользе новогодних корпоративов.
Если отбросить крайности (которые бывают везде), хорошо организованный новогодний корпоратив – это сложный социальный механизм, а не просто застолье.
- Психологический «reset» года: легальный и социально одобряемый способ снять накопленный за год стресс и начать новый цикл с положительными эмоциями. Это не просто танцы с бокалами в руках, а важный эмоциональный клапан для коллектива. После авралов и планов дать людям выдохнуть в неформальной обстановке – важно. Трезвый ум рождается в отдохнувшей голове.
- Укрепление горизонтальных связей (тайный код эффективности): 80% проблем в компаниях из-за плохой коммуникации. Отделы, которые на работе видят в друг друге только функцию, на корпоративе видят друг в друге живых людей. Это инвестиция в будущую скорость согласований и вообще снижение трений. Разве это плохо для общего дела компании?
- Ритуал признания и трансляция ценностей: тост руководителя и, например, награждение лучших (пусть даже символическое) – мощнейший неденежный мотиватор. Это момент, когда ценности компании (инновации, взаимопомощь) транслируются не в виде циркуляра, а в форме истории или тоста. Усугубим: простая благодарность от руководства при всех – мощнейший мотиватор. Дешевле премии, а эффект часто дольше. Но я этого не говорила.
- Формирование корпоративного фольклора: общие воспоминания, шутки, истории – это «социальный клей». Они создают чувство «мы», которое держит команду в сложные периоды куда лучше формальных процедур.
Почему именно «новогодний» – гениальное изобретение?
Потому что это идеальная символическая точка. Конец цикла, подведение итогов, благодарность и старт нового этапа – все за один вечер. Заменять это сухой рассылкой с итогами года – все равно что заменить тост за праздничным столом служебной запиской. Лишать компании такого инструмента как корпоратив – все равно что управлять командой без обратной связи. Попробуйте, вдруг получится, потом расскажете.
Еще раз:
Как верно заметили в Госдуме, «это дело организации». Все верно! Решают в итоге те, кто в понедельник встречается у кофемашины. Подобная попытка запрета напоминает борьбу с ветряными мельницами, только вместо мельниц – салаты оливье и мандарины.
Корпоратив – это инструмент, в том числе продуктивной работы коллектива, от которого напрямую зависит эффективность любой компании. В наше время и для нашей экономики – это очень важно.
Как и любым инструментом, им можно грамотно пользоваться на благо дела, а можно... им же и навредить. Вина не в инструменте, а в культуре его применения.
Ну и помним да, что нужно заходить только в те двери, а не в те заходить не надо.
Вместо того чтобы запрещать (что, как учит история, редко дает нужный эффект), стоит культивировать культуру осмысленного праздника. Например, не снимать на телефон – не я это сказала, напоминаю.
А если брянскому народному избраннику кажется, что в России еще остались компании не участвующие в сборах и поддержке СВОих, то может озадачиться отдельно ими, а как мне лично кажется, таких в России просто нет.















