Аналитика высокого уровня
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о докладе ФоРГО по Центральной Азии.
Посмотрел новый доклад ФоРГО по Центральной Азии. Пока бегло, по диагонали.
Работа проделана большая, документ объемный, чтобы внимательно прочитать, нужно время. Потом вернусь к этой теме еще раз. Доклад только презентовали. Первое впечатление от доклада – авторы не просто констатируют факты, они предлагают концептуальный подход. Аналитика реально высокого уровня.
Случайно или нет, но презентация совпала с днем независимости Казахстана. Это знаки. Ведь Казахстан – главный партнер России в Центральной Азии. Казахстан – ключевой игрок и наиболее крупная экономика региона (около 60% совокупного ВВП ЦА), обладающая значительными запасами нефти, газа, урана и зерна.
Казахстану и Узбекистану авторы доклада уделяют особое внимание, что объясняется системообразующей ролью этих двух государств.
Казахстан – участник ЕАЭС и главный торговый партнер России в ЦА (до 40% оборота). Он демонстрирует гибкую внешнеэкономическую политику: с одной стороны, активное участие в ЕАЭСи совместные энергетические проекты с РФ (атомная энергетика, нефтепереработка), с другой – расширение партнерства с Китаем и Западом (инициатива BRI, «Срединный коридор»).
Наиболее глубокими и имеющими высокий потенциал сотрудничества на сегодняшний день, согласно докладу, выглядят отношения России и Казахстана. А начинающееся в 2026 году председательство Казахстана в ЕАЭС открывает новые возможности для придания динамики ряду интеграционных процессов.
Узбекистан – демографический и промышленный центр региона (более 35 млн чел.). После 2016 года проводит политику либерализации, стремясь к интеграции в глобальные цепочки при сохранении самостоятельности от военно-политических блоков.
Не являясь членом ЕАЭС, страна активно участвует в межправительственных комиссиях с Россией, а объем торговли в 2024 г. Превысил $11 млрд. Ключевые сферы – энергетика (газ, нефть), транспорт, текстиль и сельское хозяйство. Москва остается главным рынком труда для узбекских мигрантов и инвестором в автомобильной и топливной промышленности.
Лидерство Казахстана в интеграционных процессах с РФ действительно очевидно. Соглашение о всеобъемлющем партнерстве и союзничестве говорит само за себя.
Но я бы отметил, что это не означает полного совпадения интересов. В частности, когда речь идет о диверсификации маршрутов поставок покупателям казахстанской нефти. К этому надо отнестись спокойно. Тем более, что на рынке мы уже не конкуренты. Нефть из Казахстана активно покупают европейские страны, которые теперь как раз борются за энергетическую независимость от России.
Лично меня в докладе ФоРГО отдельно зацепило утверждение, что перспективы европейского влияния в регионе наименее четкие, но европейские страны тоже будут стремиться принять участие в новой битве за ЦА.
Всё именно так.
С Китаем и США тут всё проще и куда яснее. Однако есть нюанс – экономические связи, товарооборот, развитие туризма. Тут Европа местами вырывается вперед. Италия, например, на третьем месте как торговый партнер Казахстана с оборотом порядка 9 млрд долларов. В основном за счет нефти.
Я лично, хоть и не вблизи, видел, как итальянского премьера Мелони принимали в Узбекистане, в Самарканде. Лазерное и световое шоу в архитектурном комплексе Регистан было устроено именно в честь её приезда. Встречали как королеву.
Для Узбекистана торговля с Европой не столь значима, как для Казахстана, однако общий товарооборот с Францией и Германией уже приближается к 1,5 млрд долларов. Для Узбекистана сейчас крайне важны европейские туристы. Европейцам Узбекистан очень интересен. Авиарейсов много. Особенно из Италии. Они доступны. Толпы итальянцев бродят сейчас по Бухаре и Самарканду. Кажется, что итальянцев уже больше, чем русских туристов. Все чаще в Ташкенте, Самарканде, Хиве и Бухаре можно услышать немецкую, английскую, французскую речь. Так что, Европа тоже присутствует.
Но основная борьба за влияние в регионе, с учетом резкой активизации там США, будет с американцами. И в первую очередь за влияние на Узбекистан.















