Неочевидные эффекты блокировки соцсетей
Директор агентства Gosapp Digital Захар Рубцов – о полемике по поводу запрета социальных сетей детям.
С интересом слежу за новостями о регулировании соцсетей. Вернее, о блокировках для подростков.
Если не слышали: сейчас во многих странах идёт полемика на тему запрета социальных сетей детям. Да, разговоры об этом продолжаются уже очень долго, но сейчас тема начала набирать новые обороты, особенно после Австралии – там с 10 декабря официально запрещено пользоваться соцсетями всем, кто не достиг 16-летнего возраста. Необходимость вводить подобные ограничения теперь активно обсуждают в Европе и, конечно, в России. Давайте попробуем разобраться.
Начнём с тезиса «За» – почему нужно блокировать. Звучит он вполне логично: важно оградить несовершеннолетних от вредного контента, который распространяется на популярных площадках. Да, соцсети – это бесконечный поток информации, где алгоритмы могут подкидывать всё подряд. Это могут быть милые видео с котиками, а может быть и токсичный контент, который серьёзно навредит.
Но давайте будем реалистами и признаем, что такие запреты нужны скорее не для подростков (если сильно захотят, они найдут в интернете любую информацию). Ограничения прежде всего ориентированы на младшую возрастную группу – детей. Потому что тот самый «токсичный контент», посмотренный подростком в 15 лет и ребёнком в 5 лет (а ещё могут быть мошенники, фейки и прочее) – воспринимается явно по-разному. И это проблема, требующая решения.
А вот теперь предлагаю посмотреть на ситуацию немного под другим углом – на неочевидные эффекты, которые придут с блокировками.
Во-первых, если ввести верификацию по возрасту, большое количество подростков попытаются эти ограничения обойти. В результате явно лучше себя начнут чувствовать сервисы и площадки по продаже левых аккаунтов. Нет, это ни в коем случае не инструкция к действию для подростков в случае блокировки соцсетей (да и вариант так себе, ведь такие аккаунты будут массово улетать в бан), я лишь делюсь своим видением. Сюда же относим другие известные методы обхода.
Во-вторых, очевидное снижение метрик и сужение рынка. Рекламодатели, особенно те, кто таргетирует подростков (игры, одежда, еда и многое другое), ощутят удар. Вероятно, фокус будет переведён на рекламу 16+, что повысит конкуренцию за взрослых пользователей. Правда, эффективность этой рекламы немного просядет, ведь станет больше пользователей, выдающих себя за взрослых (те самые, кто решат обойти запрет) – следовательно, целевая аудитория станет чуть более размытой.
Ну и в-третьих, недовольны будут инфлюенсеры, которые работают на молодую аудиторию. Тут вообще получится интересная ситуация с видеоблогерами. Когда YouTube в России заболел и начал работать плохо, многие попытались перевести свою аудиторию на отечественные платформы. А я напоминаю, чтобы авторизоваться на том же ВК Видео (для возможности писать комментарии, ставить реакции на видео и прочее) – нужно зайти под своим VK ID. Получается, активность аудитории у таких блогеров снизится.
Ещё раз: это действительно большой дискуссионный вопрос, который поднимает очень важные темы. Речь идёт о защите детей, поэтому к нему особое внимание. Но, на мой взгляд, любые решения требуют анализа и проработки, чтобы предусмотреть возможное развитие событий. А то потом у нас школьники из-за Roblox митинги проводят.















