Электоральная картина 2026 года
Руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о политических тенденциях наступившего года.
2026 год в российской политике не будет годом неожиданностей. Выборы в Государственную думу, на мой взгляд, станут проверкой на управляемость для элит и общества, для всей политической системы. Выборы должны зафиксировать избранный курс в условиях затяжного внешнего давления, перестроенной экономики и постепенного дрейфа социального запроса.
Российская партийная система к 2026 году окончательно оформилась как многоуровневая, но асимметричная конструкция. Доминирование «Единой России» сомнений не вызывает, вопрос лишь в проценте, который партия получит на федеральных выборах, и в том, как именно он будет достигнут – за счет мобилизации электората или перехвата повестки у конкурентов.
КПРФ будет балансировать между традиционной социальной риторикой и осторожной лояльностью. Ее электорат стареет, но остается дисциплинированным. Главный риск – дальнейшая фрагментация внутри партии.
ЛДПР после переформатирования продолжит играть роль «громоотвода» – партии эмоций, протеста без выхода за рамки дозволенного. Хотя она постепенно дрейфует в сторону от национал-популизма к социал-популизму.
«Справедливая Россия» попытается вновь закрепиться в нише «государственного патриотизма с социальной повесткой», но все будет зависеть от качества персоналий. Пока с яркими фигурами у партии туго, как и с идеями.
«Новые люди» надежд пока не оправдывают. Они остаются сугубо технологическим проектов, с несколькими локальными прорывами.
Как видно, конкуренция будет не идеологической, а управленческой – за доступ к повестке, к регионам, к конкретным группам избирателей. Тем более, что электорат сейчас устал, он очень прагматичен. Российский избиратель 2026 года это уже не избиратель 2018-го и даже не 2021-го. На мой взгляд, он меньше верит лозунгам (да и меньше верит в политику вообще), хуже реагирует на абстрактные обещания, острее чувствует социальную несправедливость. И по факту гораздо внимательнее относится к конкретным решениям на местах.
Экономика стала личной. Рост цен, зарплаты, занятость, доступность медицины, состояние ЖКХ – именно здесь будет проходить настоящая линия электорального напряжения. При этом запрос на стабильность никуда не исчез. Он просто стал более жестким: стабильность теперь понимается не как «пусть будет как есть», а как «пусть будет предсказуемо и без ухудшений».
Если предыдущие кампании во многом делались через федеральную повестку, то в 2026 году рашающий фактор – регионы. Популисты разных партий поедут в регионы, особенно нестабильные (Сибирь, Урал, Дальний Восток, Северо-Запад). Именно там проще мобилизовать лояльный электорат, плюс ко всему там быстрее накапливается протестное раздражение. Вот и будут пытаться его снять.
Губернаторы и региональные администрации будут играть ключевую роль не как политические тяжеловесы, а как «менеджеры» явки и лояльности. Ошибки на местах в 2026 году будут стоить дороже, чем громкие заявления в Москве, а за каждый провал губернаторы и кураторы внупола расплатятся максимально жестко. Даже жестоко.















