Структурные изменения в системе управления в регионах: итоги года
Руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин считает, что 2025 год прошел в целом невыразительно для губернаторского корпуса.
Пожалуй, на этом фоне самым для экспертов необъяснимым событием стала ротация между Оренбургской и Свердловской областями. Попавший в опалу из-за своего излишнего либерализма Евгений Куйвашев (он даже не получил обещанный сенаторский пост) ушел в никуда, а его место занял Денис Паслер, которого после прошлогоднего наводнения и пиар-скандалов прочили «на вылет». Но главный плюс Паслера — он абсолютно не харизматичный, предсказуемый, управляемый и потому удобный. Не то что Куйвашев, который ругался то с Никитой Михалковым, то с Владимиром Соловьевым.
Интересным показался кейс Тверской области. Очень редко бывало в новейшей истории (предыдущий раз, кажется, в 2021 году в Пензенской области), чтобы после отставки губернатора не сразу назначали инкумбента. Игорь Руденя, ставший полпредом в СЗФО, оставил кресло своему заму Марине Подтиховой. Но сразу было понятно, что это временное решение (и потому для российской политической конфигурации непривычное), пока через полтора месяца не появился выходец из ФАС Виталий Королев.
Очень радует, что появилось в губернаторском корпусе гендерное разнообразие. Я про Ирину Гехт. У нас в новой России женщины были губернаторами всего 8 раз, конечно, самый известный и удачный пример — это глубоко уважаемая мною Валентина Матвиенко в Санкт-Петербурге. А вот самый неудачный, конечно, — это Наталья Комарова в ХМАО, которая под конец губернаторства просто скатилась в скандалы политические.
Уголовных дел в отношении губернаторов было 4 (за весь прошлый — только одно, против Николая Любимова). А тут такое разнообразие фабул: от взятки (Максим Егоров) до нарушения санкционного режима и отмывания денег (Дмитрий Овсянников). Причем ведь с Овсянниковым история вообще интересная: его судили в Лондоне. И это первый в истории случай, когда бывшего российского губернатора судят за рубежом. Овсянникова приговорили к 3 годам и 4 месяцам, что, кстати, заметно мягче приговоров, которые выносили экс-губернаторам в России (по крайней мере, начиная с нулевых годов).
Если уголовные дела больше интересуют обывателя, то структурные изменения в системе управления в регионах — экспертов. И вот тут было разнонаправленное движение. Скажем, в Самарской области Вячеслав Федорищев решил поглотить должность председателя правительства (начнет это действовать в 2026 году). А вот в Горном Алтае все с точностью до наоборот: Андрей Турчак разделил свои полномочия на губернаторские и премьерские. Кстати, такую же идею обсуждал и Паслер в Свердловской области, но почему-то до практической реализации не дошло.
Материал полностью на: http://vybor-naroda.org/lentanovostey/298917-nacionalnyj-rejting-gubernatorov-itogi-2025-goda.html















