Кто пишет тексты президенту?
«Сами принципы подготовки специалистов и их последующего карьерного роста кардинально трансформируются. Традиционная траектория — от получения образования к младшим позициям и далее к руководящим — будет, безусловно, меняться». Об этом заявил президент России Владимир Путин в ходе заседания Госсовета, посвященного подготовке кадров для экономики.
Заявление президента прокомментировал математик и математический экономист, член-корреспондент РАН, популяризатор математики среди детей и взрослых, профессор МФТИ и АГУ Алексей Савватеев.
Позвольте, есть вопросы.
Откуда у спичрайтера и тех, кто согласовывал речь, да и вообще у чиновничьего истеблишмента возникло впечатление, что с внедрением ИИ специалисты высокого уровня начнут «выпекаться» сами по себе? Откуда они возьмутся?
Что изменится принципиально? Ребенок перестанет изучать мир, на первых порах буквально облизывая его? А в детском саду не будет осваивать простейшие понятия и закономерности? Что принципиально может измениться в начальной школе? В среднем звене, да и в старшей школе, когда осваивают базу – основы физики, химии, математики, других наук? Что изменится в порядке: знание - умение - навык?
Разве человеческий мозг претерпел фундаментальные изменения? В него встроились ускорители усвоения знаний или мы освоили технологию передачи знаний напрямую в мозг? Перестал быть необходимым предыдущий опыт для решения задач следующего уровня сложности?
Более того, профаны в креслах уже давно в нашей жизни: руководящие должности занимают люди, ни дня не проработавшие в соответствующей сфере, не прошедшие естественную профессиональную фильтрацию «снизу вверх». Итог подобных управленческих назначений хорошо известен — такие руководители приносят организациям не развитие, а стагнацию и гибель. Если смотреть, конечно, на их целевую функцию, а не на освоение бюджетов (хотя и освоение бюджетов некоторым не дается).
Каким образом внедрение искусственного интеллекта способно радикально исправить кадровый кризис, за исключением узкого круга задач низшего уровня, вроде формальной обработки данных? Ответы на этот и вопросы выше очевидны лишь тем, кто сам является специалистом и понимает цену профессионального опыта.
Искусственный интеллект в первую очередь сможет заменить не профессионалов, а тех, чья деятельность легко алгоритмизируется, сводится к формальным, шаблонным операциям.
Программисты, копирайтеры, бухгалтеры и юристы начального уровня – самый понятный пример.
А еще чиновники. Есть четкие правила, рамки, процедуры, согласования, отчеты и презентации – вот это ИИ потенциально может «вывезти».
Есть, правда, одно очень толстое обстоятельство: это возможно при условии, что разработчики и внедренцы будут нацелены на удобство для граждан и эффективность бюрократического аппарата именно в этом смысле, а не на создание барьера между народом и чиновничеством. Учитывая наши реалии, более вероятно как раз второе. За примером далеко ходить не надо – вспомните, как вы дозванивались в госучреждения или даже коммерческие (!) банки через электронных «помощников». Вот так оно и будет.
То есть в ситуациях, где требуется хоть немного человеческого интеллекта, понимания и участия, ИИ сразу «сыплется». Так и хочется напомнить утверждение Игоря Ашманова: «ИИ понижает качество всего, до чего он дотрагивается».
Возвращаясь к образованию: иронично, но даже ИИ утверждает, что профессия учителя – одна из тех, что менее всего под риском замены ИИ. Только вот наших цифровизаторов ни это, ни мнение живых людей, профессионалов от образования, не волнует – бабки глаза застят.
Так кто же пишет тексты президенту?















