Нейролюди в агитации: опять эта определенность
Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о запрете использования в агитации созданных ИИ изображений людей.
Верховный Суд РФ зафиналил «челябинский кейс». Речь про спор об агитационной листовке с изображением людей, которые сгенерировала нейросеть.
Тогда суд первой инстанции нас удивил – встал на сторону авторов листовки. ИИ-люди в агитматериале не нарушают запрет на использование в АПМ изображений не-кандидатов, аргументировал суд.
«..При этом доказательств того , что на листовке изображены реальные люди (физические лица), личность которых может быть персонифицирована, суду со стороны избирательной комиссии представлено не было.»
Мы-то ожидали иного решения суда, но тут были приятно удивлены. Однако позже, идя по инстанциям, дело встроилось в ожидаемую логику. И вот теперь Верховный Суд РФ эту логику затвердил.
Поскольку с утра сразу несколько коллег и друзей кинули ссылку на статьи и посты о запрете ИИ в агитации с вопросом «Че, реально?», сделаем три маленьких пояснения вдогонку.
Во-первых, решение Верхушки не является какой-то «вау-бомбой», чем-то принципиально непредсказуемым и новым. Оно продолжило логику нижестоящих инстанций.
Пока нет текста судебного акта, но почти наверняка в плане аргументов там не будет каких-то праздничных неожиданностей.
Так что тут скорее дело в мастерстве заголовков пишущих об этом.
Во-вторых, логика всех судебных позиций до этого не распространялась на «обкрасивленные» нейросетью фото кандидатов или сгенерированные ИИ изображения существ, которых очевидно нельзя отнести к «физическим лицам». Так что пространство для ИИ в агитации есть даже с такими заголовками.
В-третьих, эта позиция Верховного Суда РФ – пока единственный ясный правовой ориентир в делах об ИИ в агитации. Но тут принципиальное слово «пока». Судя по публикациям последних дней и некоторому «шуршанию» в экспертной песочнице, этот вопрос все же наконец получит нормативное регулирование. Понятно, всех вопросов это не снимет, но правовой определенности накануне большой кампании по выборам в Госдуму станет больше.
Ну, по крайней мере, мы оптимистично на это надеемся.















