Историк, доцент Одесского национального университета им. И.И.Мечникова
14.07.2014

Игорь Шкляев: История редко учит политиков и власть имущих

Из выступления на круглом столе «История и культура Новороссии», организованном Российским историческим обществом и Институтом общественного проектирования 14 июля.

История редко учит политиков и власть имущих, поэтому они раз за разом наступают на одни и те же грабли. Так что уместно напомнить, как все начиналось в далеком 1917 году.

В феврале после отречения императора Николая II власть в России перешла к Временному правительству. На короткий срок страна стала самым свободным государством мира – неограниченная свобода слова, печати, собраний, отмена смертной казни и черты оседлости. Естественно, на окраинах бывшей империи подняли голову националистические силы разной политической ориентации. На Украине Центральную Раду (ЦР) провозгласили представители левых украинских партий. Тогда никто не предполагал, что национализм провоцирует самые худшие разновидности непримиримости и агрессии.

Летом 1917 года своим  Первым универсалом ЦР объявила об автономии Украины в составе Российского государства. Петроградское Временное правительство предложило определить ее границы на основе переписи населения 1897 года. Как оказалось, губерний с преобладанием  жителей, считающих себя малороссами, было тогда только пять: Волынская, Подольская, Киевская, Полтавская и Черниговская. На этой территории, в ожидании решения Всероссийского Учредительного собрания, и объявила Вторым универсалом свою власть ЦР. На губернии исторической Новороссии киевская власть не претендовала. Однако после падения Временного правительства в октябре 1917 года, Третьим универсалом ЦР провозгласила расширение Украинской народной республики на губернии промышленно развитой Новороссии: Херсонскую, Екатеринославскую, Харьковскую и Таврическую. Так был дан старт гражданской войне на Украине. И при всей схожести с тем, что творилось тогда в России, гораздо больше параллелей напрашивается с событиями дня сегодняшнего.

В ответ на попытки силового захвата власти в Новоросии тут же начали создавать свои государственные образования. В декабре 1917 года возникла Советская Украина с центром в Харькове, в январе 1918 года – Одесская советская республика, в феврале – Донецко-Криворожская республика, в марте – Советская республика Тавриды.

Поначалу это не вызвало разгула насилия. В редких боестолкновениях участвовали небольшие отряды, количество жертв было минимальным. Так, в самой пропагандистски раскрученной на Украине «битве под Крутами» погибло всего около 30 человек. С обеих сторон воевали добровольческие формирования, а население наблюдало, чья сторона сегодня возьмет. В начавшейся «рельсовой войне» малочисленные отряды передвигались по железной дороге, по очереди занимая узловые станции. Однако вирус насилия и психология палачества,  которое давало обладание оружием во время крушения старого миропорядка, постепенно проникали во все слои общества.

Ценность человеческой жизни упала как никогда. Убийства по политическим мотивам (не тот флаг, не та нашивка), по национальной принадлежности (дикие еврейские погромы в черте оседлости), откровенный разбой (грабеж богатых немецких колоний в Таврии махновцами), обычная уголовщина... 

Логика войны заставляет противников наращивать вооруженные силы. Мотивированных бойцов, первоначально воевавших за идею, становится недостаточно, и приходится объявлять мобилизацию, заставляя новобранцев воевать под страхом смерти. Наибольших успехов достигла в этом Красная армия, которой удалось поставить под ружье до 5 миллионов человек, тогда как Добровольческой армии – около полумиллиона. Из обеих армий дезертировали сотни тысяч бойцов.  

В конце-концов любая война заканчивается. Что же в итоге? Разрушенная инфраструктура экономики, голод и пайковая система, репрессивная машина для подавления инакомыслия, массовая эмиграция, социальное одичание, снижение культурного уровня до животных рефлексов, эпидемии брюшного тифа, туберкулеза, венерических заболеваний. 

Так или иначе, гражданская война становится частью глобального сценария, и выиграть в ней могут только внешние силы. Свежий пример тому – Югославия. Однако прошедшее столетие принесло и примеры того, как народы, не желающие жить вместе, расходятся цивилизованно. Так расстались Словакия и Чехия. Остановить  братоубийственную войну никогда не бывает поздно.

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Игорь Шкляев: История редко учит политиков и власть имущих
banner-cik-min Игорь Шкляев: История редко учит политиков и власть имущих
banner-rfsv-min Игорь Шкляев: История редко учит политиков и власть имущих
expert-min-2 Игорь Шкляев: История редко учит политиков и власть имущих
partners 6
eac_NW-min Игорь Шкляев: История редко учит политиков и власть имущих
insomar-min-3 Игорь Шкляев: История редко учит политиков и власть имущих
indexlc-logo-min Игорь Шкляев: История редко учит политиков и власть имущих
rapc-banner Игорь Шкляев: История редко учит политиков и власть имущих