политолог, эксперт Центра ПРИСП
31.05.2017

Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье

  

Противники муниципальной реформы пытаются примкнуть ко всем, кто против хоть чего-нибудь.

Попытки жителей Подмосковья, не желающих объединения районов области в городские округа, взаимодействовать с КПРФ, «Открытой Россией» или противниками сноса пятиэтажек не сулят подмосковным активистам ничего хорошего. Так считает политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.

Митинги 14-18 мая, проведенные в Москве противниками реновации, стали одним из центральных событий политической жизни России за последние месяцы. И вполне естественно, что информационный шум, поднятый вокруг протестов столичных жителей, отвлек внимание от любопытного факта: среди лозунгов участников этих мероприятий можно было встретить призывы, не имеющие никакого отношения к сносу хрущевок.

Активисты из Подмосковья против реновации

На улицу Вавилова вышли жители Барыбино (Домодедовский район), добивающиеся запрета на строительство сухого порта. Число участников митинга пополнили и активисты из Чеховского района, протестующие против застройки Молодинского поля. Рядом с ними стояли выходцы из Красноармейска, требующие проверить законность назначения нового главы города. Среди выступивших на митинге политиков отметился и Николай Дижур – один из наиболее ярких спикеров подмосковного протеста. Серпуховский депутат не только по традиции потребовал отставки главы Подмосковья Андрея Воробьева, но и призвал присутствующих добиваться ухода с поста мэра Москвы Сергея Собянина. При этом Дижур попытался увязать проблемы двух регионов: было заявлено, что застройщики из Московской области, аффилированные с губернатором, уничтожили половину «зеленого пояса» столицы.

История интеграции протестов

Слияние подмосковного протеста с прочими оппозиционными движениями началось уже достаточно давно. Еще в марте противники муниципальной реформы в Подмосковье начали активно искать себе союзников среди столичной оппозиции, не оказывая предпочтения какой-либо из ее групп. Они принимали участие как в митинге КПРФ 8 апреля, так и в акции «Надоел», организованной под патронажем Михаила Ходорковского. Имели место и попытки объединиться с бастующими дальнобойщиками, и участниками митинга 6 мая на проспекте Сахарова. Вполне естественно, что противники Андрея Воробьева не могли проигнорировать такой ресурс для наращивания политического капитала, как протесты против реновации. Их лидеры мобилизовали областной актив как для участия в акции 14 мая, так и для проведения последних митингов. Одновременно произошли и существенные изменения в риторике противников укрупнения муниципалитетов. Если ранее в роли объекта их критики выступали региональные власти, то теперь лидеры оппозиции начали делать выпады против всей существующей политической системы. В частности, Николай Дижур заявил о фактической монопартийности Госдумы, превратившейся, по его словам, в «инструмент беззакония». Обращаясь к москвичам, серпуховский депутат пытался убедить их, что целью протестующих должна стать не отмена закона о реновации, а смена власти, его инициировавшей. Одновременно представители муниципального актива из Московской области яростно критикуют организаторов столичных митингов и шествий за попытки избежать политизации протеста.

Табу на критику президента

Существует, впрочем, «красная линия», перейти которую оппозиционеры из Московской области до сих пор не решились. Ни один из них так и не осмелился открыто критиковать главу государства. Противники объединения муниципалитетов последовательно избегают выпадов в адрес президента. Даже когда в апреле Владимир Путин одобрил «поправки Терентьева» к федеральному закону о местном управлении, ответной реакцией оппозиционеров стала демонстрация лояльности. Действия президента расшифровывались как сигнал: «Если вы боретесь за сохранение местного самоуправления, значит, должны без посторонней помощи решать свои проблемы». Последнее, однако, не помешало лидерам протеста в последующем обращаться к главе государства. Так, 5 мая в приемную Президента РФ в Москве от лица 147 депутатов и муниципальных глав Подмосковья были поданы подписные листы с просьбой выразить недоверие губернатору Воробьеву.

Перспективы протеста

Расширение сотрудничества со столичными оппозиционерами и участие в протестах против реновации дает подмосковным оппозиционерам немало. Многие из них сумели нарастить свой личный политический капитал, повысить узнаваемость и авторитет, обзавестись полезными связями. Однако отвлечение внимания от проблем родного региона уже обернулось для всего протестного движения в области серьезными поражениями. В феврале оппозиционеры сумели консолидировать свои усилия и вынудили Красногорск отказаться от планов преобразования в городские округа 7 районов области (Серпуховского, Сергиев-Посадского, Талдомского, Ленинского, Одинцовского, Можайского и Ногинского).

Однако последующие смена повестки и радикализация протеста не позволили закрепить этот успех. Областные власти перешли в контрнаступление: в мае было принято решение о создании городских округов на территории Наро-Фоминского, Ступинского и Чеховского районов. На фоне этого срыв конкурса на выборы главы Солнечногорского района можно оценить лишь как тактический успех оппозиционеров.

Заключив альянс с протестующими против сноса пятиэтажек, противники укрупнения муниципалитетов так и не сумели использовать его для достижения собственных целей. На сегодня вовлеченные в протесты против реновации активисты из Подмосковья представляют собой скорее ресурс, эксплуатируемый в чужих интересах. Это наглядно иллюстрирует почти полное отсутствие упоминаний о их роли в движении против сноса хрущевок в открытых источниках. Успехи, достигнутые оппозицией зимой 2016/2017 гг., во многом объяснялись тем, что противники реформы МСУ догадались переключить внимание с самой темы укрупнения муниципалитетов на вопросы, действительно интересующие большинство жителей Подмосковья – рост массовой застройки, состояние полигонов ТБО и кладбищ, нехватка узких специалистов в больницах, строительство мусоросжигательных заводов и т.д.  На данный же момент происходит обратное: лидеры протеста переориентируются на сюжеты, мало интересующие их потенциальных сторонников. В результате уровень мотивации и мобилизационной готовности последних падает. Как следствие, перспективы того, что хотя бы часть требований протестующих будет удовлетворена, снижается.

Имеется, впрочем, ряд факторов, способных стать для оппозиционеров стимулом к смене повестки. С одной стороны, к этому противников преобразований подталкивают майские успехи областного правительства в деле создания новых городских округов. С другой стороны, 18 мая начались слушания по делу Александра Шестуна – главы Серпуховского района, одной из самых значимых фигур в лагере оппозиции. Вполне ожидаемо, что в ответ на выдвинутые против политика обвинения последует реакция в виде стимулирования протестной активности на территории области. Это потребует привлечения всех доступных ресурсов, что должно означать сокращение масштабов участия единомышленников Шестуна в столичных протестах. 

munreforma Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье

 
Партнеры
politgen-min-6 Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье
banner-cik-min Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье
banner-rfsv-min Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье
expert-min-2 Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье
partners 6
eac_NW-min Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье
insomar-min-3 Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье
indexlc-logo-min Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье
rapc-banner Николай Пономарев: кто и как радикализует протест в Подмосковье