политконсультант, эксперт Центра ПРИСП
политконсультант, эксперт Центра ПРИСП
01.06.2017

Антон Крылов: Навальный неуязвим, потому что уязвить его не особенно стараются

  

У Кремля много башен, и какой-то из них он явно очень симпатичен. 

Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Антон Крылов ответил на вопросы чешской газеты «Господарске новины» о самом известном оппозиционере России.

 

Почему Навальный стал главным лицом оппозиции и как ему удалось удержаться на плаву в то время, когда остальные (Яшин, Баронова) и другие не смогли?

– Российские политтехнологи относятся к Алексею Навальному неоднозначно – и из-за его обещания скормить их крокодилам после прихода к власти, и из-за воинствующего дилетантизма этого политика и его сторонников. «Кубы», которые он расставил по Москве в рамках кампании по выборам мэра 2013 года, существовали еще в 90-е. Но почему-то Навальный и его штабисты уверены, что они изобрели этот формат, как и многое другое. Когда подростки в 15 лет уверены, что секс изобрели они – это хоть как-то можно объяснить, а вот намеренное игнорирование Навальным почти 30-летнего опыта использований политтехнологий в России выглядит странно.

С другой стороны, это работает. Навальный стал главным лицом оппозиции именно потому, что он – самый технологичный кандидат. Он успешно использует фандрайзинговые технологии (не так важно, сколько они на самом деле приносят денег, а сколько он получает из неизвестных общественности источников). Он успешно использует технологии выстраивания «поля», что позволяет ему создавать региональные штабы. Он успешно использует медийные технологии. Про СММ и говорить не приходится: он весьма успешно сделал «форбса» Алишера Усманова собственным бесплатным агитатором (а два видеовыступления Усманова, безусловно, подняли значимость Навального в глазах и его сторонников, и его оппонентов).

В отличие от Яшина, Навальный – харизматик, он умеет выступать и держать аудиторию. Баронова тоже харизматик, но ей не хватает технологичности – да и начала она сильно позже Навального.

И, самое главное, Навальный обладает административным ресурсом, как бы ни хотелось некоторым его чересчур романтичным сторонникам думать по-другому. В греческой мифологии был такой вождь телебоев Птерелай, которому его отец Посейдон подарил золотой волос. Этот волос туманил взгляд врагам, и в результате погибали те, кто окружал Птерелая, а сам он оставался неуязвимым.

Вокруг Навального кипит битва, многие его сторонники и даже родной брат оказались в заключении, а сам политик остается неуязвимым. Условный срок, призванный помешать ему баллотироваться в президенты, оказался не таким уж «сроком», когда Навальному потребовалось съездить на лечение в Испанию. Такое возможно только при наличии серьезного покровителя.  

Как он смог создать движение в регионах?

– Обычные сетевые технологии – при наличии бюджета и специалистов это в состоянии сделать любая политическая сила или коммерческая структура. Мне сложно сказать, были ли «зеленочные» акции местной инициативой или их санкционировали из Москвы. Но то, что они опять-таки пошли на пользу Навальному (с точки зрения пиара, не  с точки зрения здоровья), очевидно. Заметьте – открытие его офисов в регионах, где местные власти не оказывали противодействия, а так называемые «активисты» не нарушали общественный порядок, прошло практически незамеченными.

Почему Кремль делает только неубедительные попытки его остановить?

– См. выше. У Навального явно есть покровитель, который способен как минимум договариваться с судами, чтобы Навальному не давали реальных сроков. Я не берусь спекулировать на тему конкретной фамилии, но то, что он есть – очевидно. Разумеется, есть у него и противники. У Кремля много башен – это объективный факт.

Как Навальному удалось стать публичным политиком в стране без публичной политики? И как долго это может продолжаться?

– Возможно, из Чехии кажется, что в России нет публичной политики, но она, безусловно, есть – пусть и не в привычной для Евросоюза форме. Да, выборы в парламент проходят за явным преимуществом одной партии, но подобное бывало во многих традиционных демократиях. Да, при участии Владимира Путина или явно поддержанного им кандидата исчезает любая интрига в президентских выборах. Но в стране есть публичные политики – как среди партии власти, так и в оппозиции.  Навальный – самый яркий среди последних.

Думаю, что продолжаться это может долго, но делать долгосрочные политические прогнозы в России – занятие безответственное. 

naval

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Антон Крылов: Навальный неуязвим, потому что уязвить его не особенно стараются
banner-cik-min Антон Крылов: Навальный неуязвим, потому что уязвить его не особенно стараются
banner-rfsv-min Антон Крылов: Навальный неуязвим, потому что уязвить его не особенно стараются
expert-min-2 Антон Крылов: Навальный неуязвим, потому что уязвить его не особенно стараются
partners 6
eac_NW-min Антон Крылов: Навальный неуязвим, потому что уязвить его не особенно стараются
insomar-min-3 Антон Крылов: Навальный неуязвим, потому что уязвить его не особенно стараются
indexlc-logo-min Антон Крылов: Навальный неуязвим, потому что уязвить его не особенно стараются
rapc-banner Антон Крылов: Навальный неуязвим, потому что уязвить его не особенно стараются