политический юрист, эксперт Центра ПРИСП
09.06.2017

Антон Рудаков: бездействие Красноярского Горсовета можно оспорить в суде

 

Ну, или сразу бежать в прокуратуру.

Назначение выборов мэра Красноярска на единый день голосования в сентябре при том, что полномочия Эдхама Акбулатова истекают 19 июня, вызвали много споров не только в самом Красноярске. В дискуссию о том, как правильно поступить, включился эксперт Центра ПРИСП, политюрист, руководитель проекта «Судебный индекс: политюристы» Антон Рудаков.

«Красноярск – не первый и далеко не последний административный центр, который пребывает в формальной «правовой» неопределенности из-за смены порядка избрания главы города. Подобных ситуаций было уже достаточно много, в их отношении есть не только различные разъяснения государственных органов, но и судебная практика. Политические факторы, конечно же, играют свою далеко не последнюю роль, но, по большому счету, всех проблем и ненужных пересудов можно было бы избежать, заранее продумав  грамотные переходные положения в Уставе города. В частности, ч. 4 ст. 42 Устава содержит только нормы о том, кто исполняет полномочия Главы города при досрочном сложении полномочий, а случай переходного периода и смена порядка формирования муниципальной власти просто не продуман.

Совершенно очевидно, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (ч. 3 ст. 40 №131-ФЗ). Полномочия действующего главы муниципального образования прекратятся в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Таким образом, действующий глава муниципального образования может (и должен) продолжать исполнять свои полномочия до вступления в должность нового главы муниципального образования. Продление или сокращение сроков полномочий органа местного самоуправления допускается только в специально установленных законом случаях (ст. 81 прим. 1 и 82 67-ФЗ).

Стоит согласиться с мнением комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления относительно возможности представительного органа муниципального образования назначать временно исполняющего обязанности главы муниципального образования в случае истечения срока его полномочий до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования: федеральным законодательством это не предусмотрено.

Поскольку федеральным законодательством сроки избрания глав муниципальных образований, порядок избрания которых изменен, не определены, эти сроки могут быть на основании ч. 3 ст. 34 №131-ФЗ регламентированы законами соответствующих субъектов Российской Федерации, предусматривающими изменение указанного порядка.

С другой стороны, есть резонные вопросы к Красноярскому Городскому совету, в обязанности которого входит в том числе, согласно Уставу, избрание главы города. Это бездействие может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде. Также органы прокуратуры имеют право применить меры прокурорского реагирования.

При этом позиция ЦИК РФ является полностью обоснованной:  процедура избрания главы города действительно не относится к компетенции ЦИК и не регулируется законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

rudakov big

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры