Обречены на вечный поиск
Социолог-аналитик, эксперт Центра ПРИСП Дарья Шмидт – о проблемах формирования современной семьи на фоне потребительского отношения к потенциальному брачному партнёру.
В продолжение темы распространения культуры одиночества хочется затронуть такой важный вопрос как формирование новой семьи. В условиях развивающейся потребительской культуры и параллельного распространения знаний в формате популярной психологии, жители западного мира довольно успешно усваивают идею потребностей, но не во всей её полноте, а только лишь в части утверждения «потребности должны быть реализованы». «Ты всего достоин», – звучит из каждого утюга, и у адресантов формируется устойчивое потребительское отношение к жизни и социальным связям.
Конечно, потребительское отношение к потенциальному брачному партнёру существовало во все времена, однако по мере роста социальной мобильности, расширения возможностей для самореализации, перемещения между стратами общества, снижается значимость исходных физиологических и социально-экономических параметров. Такие характеристики как пол, внешность, уровень образования, статус и материальное положение родительской семьи отходят на второй план, уступая место коммуникативным навыкам, а также способности к самопрезентации и поиску социально-экономической ниши.
В современном обществе больше нет общепризнанных критериев, по которым можно однозначно оценить «стоимость» брачного партнёра, поэтому каждый производит эту оценку на глаз. В рамках моего диссертационного исследования социальных представлений миллениалов о брачном партнёре я просила респондентов в возрасте от 23 до 30 лет описать партнёра в счастливой паре. Оказалось, что от будущего партнера ожидают соответствия идеалу не столько по неизменным или медленно изменяемым признакам (таким как внешность, уровень образования или черты характера), сколько по поведению и отношению к своей половинке, выполнению тех или иных социальных ролей.
Таким образом, если в традиционном обществе, заключая брак, человек получал в лице супруга или супруги некий «товар» (со статусом, приданым, и т.д.), который позволял ему занять строго установленное место в обществе, то в сейчас он получает «инструмент» для достижения успеха (причем, инструмент можно «настроить», «наточить», если он работает неэффективно).
Данный подход, с одной стороны, расширяет круг потенциальных партнёров, так как теоретически выполнить перечень требуемых действий вполне реалистично, а, с другой стороны, усложняет процесс взаимодействия, так как на практике люди не всегда готовы и способны долгое время действовать в соответствии с требованиями партнёра.
Кроме того, оценку потенциального партнёра затрудняет такой феномен когнитивного несоответствия как принцип двойного восприятия. (Все, что чувствуют другие люди, недооценивается нами примерно в 2 раза в сравнении с их оценкой. И наоборот). Воспринимая себя как довольно «выгодного» брачного партнёра, наделённого множеством достоинств, люди склонны недооценивать окружающих, что приводит, в том числе, к росту неудовлетворённости браком. По оценкам некоторых психологов, средний пик неудовлетворённости сейчас приходится не на 7 лет супружеской жизни, как ранее, а на 3 года. А с учётом ослабления экономической зависимости супругов друг от друга, укреплению семьи это не способствует.
Развитие интернет-коммуникации и увеличение доступности секса только подливает масла в огонь: обилие приложений для знакомств и широкие досуговые возможности создают иллюзию выбора, однако на практике они только усугубляют одиночество. Л. Стэмплер, изучая поведение пользователей мобильных приложений для знакомств (наподобие Tinder), приходит к выводу, что в действительности они не только не способствуют массовому заключению браков, но и снижают число свиданий! Ловушкой для пользователей становятся безграничность выбора и отсутствие необходимости немедленно принимать решение о встрече. Для многих миллениалов поиск партнёра становится перманентным состоянием.