Организационный консультант, эксперт Центра ПРИСП
09.12.2019

Осовский: Единство государственного образования нецелесообразно


Согласно сообщениям СМИ, верхняя палата российского парламента намерена обратиться к правительству с предложением сформировать единую систему оплаты труда педагогов во всех регионах страны. Проработать этот вопрос предполагается в рамках национального проекта “Образование”. Думский комитет по образованию и науке поддержал мнение сенаторов о необходимости единой отраслевой системы оплаты труда учителей, так как нынешняя, по мнению, ряда депутатов, “несправедлива”.

По мнению организационного консультанта, эксперта Центра ПРИСП Максима Осовского, трудовая реформа в части повышения зарплаты учителям должна иметь в своей основе, не политические декларации, а организационные и экономические решения.

На мой взгляд, системе школьного образования не нужна не только единая система заработной платы учителей, но и единая система государственных школ, и вообще единая система образования. Необходимо разделить школьное образование на несколько систем, в которых бы конкурировали разные организации, обладающие возможностью реально научить чему-то полезному российских детей. Например, есть отдельные образовательные проекты у “Роснано”, Яндекса, группы компаний Олега Дерипаски, Сбербанка, а также у ряда крупных общественных и религиозных организаций.

knigi i chelovechek

Было бы замечательно, если бы в стране нашлись два десятка ответственных компаний, желающих заниматься образованием, которые бы взяли под свое шефство несколько десятков школ во всех субъекта Российской Федерации и самостоятельно могли определять содержательную часть программы обучения, вопросы оплаты труда учителей, внутреннего распорядка, эксплуатацию зданий и т.п. При этом должно сохраниться обязательное условие финансирования школьного образования со стороны муниципальных властей в том размере, который позволяет городской бюджет, в том числе с перспективой передачи зданий и оборудования на баланс этих компаний.

Из 42 тысяч российских школ какое-то количество следует оставить в ведении Министерства просвещения, а не менее четверти - в виде школьных сетей - закрепить за крупными операторами. Самое главное, что это будет стимулировать конкуренцию среди школьных операторов и повлечет резкое увеличение стоимости услуг школьного учителя, а значит и поднимет зарплаты во всем секторе. Школьные операторы будут вынуждены бороться за учительские кадры при помощи зарплат и надбавок.

Внутри школьных сетей под управлением разных операторов появлялись бы разные программы: в одних упор делался бы на математиков, в других готовили бы программистов, в третьих - юристов, химиков или кинематографистов, делая фокус обучения на конкретных отраслях. Тысячи российских школ готовят миллионы школьников по одинаковым программам, не внедряя первичную специализацию и уклон в конкретную предметную область, и ничего хорошего из этого не получается. Заканчивая школу, одинаково плохо подготовленные подростки начинают конкурировать друг с другом, не получая первичной специализации, которая в реальной жизни гораздо важнее знакомства ребенка с несколькими абсолютно ненужными ему в дальнейшем предметами.

Сегодня финансирование муниципального образования, в том числе зарплата учителей, лежит на местных бюджетах, которые уже находятся на пределе возможностей финансирования школьного образования. Строка “Образование” занимает 70-80% всего бюджета муниципалитетов. Некоторые города вообще не имеют возможности финансировать что-либо еще, кроме школьного образования. Если бы они могли увеличить финансирование школьного образования, они бы давно это сделали, потому что от этого во многом зависит лояльность местной системы выборов, но у них уже и так просто нет денег - найти дополнительное ресурсы для роста зарплат учителей. Кроме того, вся система финансирования школьного образования практически полностью зависит от субсидий регионального и в конечном итоге федерального бюджета.

Таким образом, трудовая реформа в части повышения зарплаты учителям должна иметь в своей основе, не политические декларации, а организационные и экономические решения. Может быть, стоит, кроме этого, вернуться к идее выдачи родителям денежных сертификатов на оплату обучения, которыми бы оплачивалось обучение в школе и дать возможность школам повышать стоимость обучения.


osovskii rashody min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Осовский: Единство государственного образования нецелесообразно
banner-cik-min Осовский: Единство государственного образования нецелесообразно
banner-rfsv-min Осовский: Единство государственного образования нецелесообразно
expert-min-2 Осовский: Единство государственного образования нецелесообразно
partners 6
eac_NW-min Осовский: Единство государственного образования нецелесообразно
insomar-min-3 Осовский: Единство государственного образования нецелесообразно
indexlc-logo-min Осовский: Единство государственного образования нецелесообразно
rapc-banner Осовский: Единство государственного образования нецелесообразно