эксперт Центра ПРИСП
эксперт Центра ПРИСП
27.07.2017

Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов

Они буду воспитываться и расти в дискуссионных клубах.

Общественная палата России запустила в Рязани пилотный проект дискуссионного клуба. Суть идеи заключается в том, чтобы регулярно собирать вместе представителей власти, бизнеса, общественных активистов и вместе обсуждать актуальные проблемы региона. Зачем такие клубы нужны и чем они смогут помочь региональным властям и общественным палатам, знает эксперт Центра ПРИСП Валерия Гулимова.

«Увы, к сожалению, мы должны признать, что какого-то высокого уровня общественной активности в регионах в целом пока не видно. А если бы такой высокий уровень наблюдался, то, наверное, общественные палаты в том виде, в котором они существуют сейчас, как в некоторой степени искусственно поддерживаемый формат, были бы и не нужны.

В самом существовании общественных палат чувствуется какое-то стремление власти как бы вести за собой общественность, повышая степень ее участия в чем-то и демонстрируя взаимодействие.

Кстати, и выборы в общественные палаты в значительной степени реализуются аппаратными инструментами самой власти. Здесь нет никакого открытия – когда кто-то что-то делает, естественно, он делает из доступных ему материалов и с помощью известных ему инструментов. Таким образом, в общественных палатах часто оказываются люди, которые либо уже были во власти, либо находятся около нее, либо мобилизуются ею как актив на какие-то проекты. Это, конечно, уже не шорт-лист, а более широкий круг, но все же околовластный круг людей, в той или иной степени проявляющих общественную активность. Получается, что общественные палаты, формируемые таким путем, по сути, не могут быть другими – они, естественно, будут так или иначе повторять существующие модели взаимодействия как по горизонтали, так и по вертикали. Это как гламурная тусовка – все друг друга знают, при этом каждый выполняет свою роль, публично люди могут даже выяснять между собой отношения, но после того, как телекамеры выключены, все пьют чай и рассказывают друг другу, как провели выходные.

В большинстве случаев получается именно так – эти люди не из одной лодки, но из одного ковчега. Персонажи, принадлежащие к типу «разгневанного молодого человека», изредка попадающие туда, считаются местными «белоленточниками». Но и это определение условное, поскольку они тоже встроены в принятую и привычную систему взаимоотношений.

Это вовсе не плохо, просто этого недостаточно. Поэтому и появилась идея создать новый формат коммуникации – следующую волну. Именно этот формат сейчас и тестируется в Рязани – общественный клуб при общественной палате. Это такое место, где можно свободно, не волнуясь за последствия, не рискуя карьерой или доходом, запускать неформализованные группы активности. Сегодня – одни, завтра – другие. Это попытка напустить кислорода в помещение, где разговаривают общество и власть.

Кто-то из вышесказанного может сделать вывод: мол, попытка создать новый формат коммуникации означает, что общественные палаты чаяниям общества не отвечают и не соответствуют. Это сильный перегиб. Если бы это было так, палаты и нормальную повестку, затрагивающую интересы граждан, не смогли бы сформировать. Нет, палаты отвечают и соответствуют, но в какой-то части. Просто свое дело они делают как могут, потому что там многие из того самого «ковчега», о котором я говорила раньше. Многие вещи члены палаты понимают иначе, говорят немножко на другом языке, не как «отземельные» общественные активисты.

Они не потеряли связи с людьми, нет, но стали активистами с внутренним самоконтролем и некоторой долей политического мышления – они понимают, что можно, а что нельзя, что пройдет, а что не пройдет, о чем сейчас можно говорить, а о чем лучше сказать потом, что в первую очередь, а что может подождать. Возможно, они лишены дерзости. Но имеют своего рода «мудрость». Мы в данном случае не говорим о статистах.

Любой орган, как только он приобретает какие-то институциональные черты, становится похож на семейную пару – сразу возникают дополнительные обязательства, какие-то обязательные процедуры, появляются какие-то скелеты в шкафу. Даже если представить себе, что палаты будут формироваться каким-то другим способом, через некоторое время они все равно отяжелеют. Поэтому я склоняюсь к тому, что нужны общественные объединения по новым принципам, в новых форматах, не заменяющие, а дополняющие и обогащающие уже существующие палаты. Тут важно, чтобы в сами палаты попадали люди, которые не потеряли способность впитывать и трансформировать повестку, чтобы владели двумя языками – и тем, который они будут слышать от людей, и тем, на который они будут переводить услышанное власти. Я полагаю, что палаты способны изложить повестку другим языком, и это хорошо – новый формат, с одной стороны, добавит дерзости «от земли», а с другой стороны, позволит самим палатам впоследствии выступать, если хотите, амортизатором. То есть и живая боль будет поступать, и власть начнет понимать, с чем бы ей пришлось иметь дело в случае отсутствия палат – тут роль последних сильно возрастает.

Дискуссионные клубы по задумке должны стать одновременно и фильтром, и школой. Некоторые думают, что у нас существует некая распрекрасная общественность, у которой имеется все такое готовое и такое созревшее, какие-то рецепты волшебной жизни, этакие уже испеченные и упакованные «пирожки», которые власти осталось только съесть, и ей откроется истина. Увы, это не так. Мне нравятся слова Валерия Фадеева, которыми он подвел итог встречи в Рязани: люди должны проявлять активность в первую очередь не для того, чтобы заставить власть что-то сделать, а для того, чтобы самим повзрослеть. Быть ответственным – это очень непросто. То есть подобные клубы – это такое место, где общественные активисты в первую очередь для самих себя, надеюсь, смогут четко сформулировать, чего же они хотят. А общественность, как сказал Фадеев, еще и сама до конца не поняла, чего она хочет. Это не просто сложный вопрос – это ключевой вопрос. Для того, чтобы четко сформулировать свои «хотелки», для начала надо заговорить, а где люди могут научиться говорить? В общественной плате? Там уже не место учиться. Ведь часто, когда людям дают слово, они, за исключением опытных бойцов, закаленных в битвах в судах и так далее, сначала начинают витать в облаках, а потом впадают в ступор. Если они разумные, а таких много, то, начав говорить вслух, почти тут же понимают, что почти все, что они смогли снаскока сказать – вода. Их предложения – либо неисполнимые, либо недостаточные, и люди, осознав это, потихонечку начинают себя переформатировать, приобретают навыки четкого и разумного формулирования, а это – уже результат. Часть из них, их можно назвать универсалами, которым интересен широкий круг вопросов, затем, возможно, сами войдут в общественные палаты. И не только в общественные. Это хороший резерв для участия в выборах местного самоуправления. В таких клубах люди в хорошем смысле этого слова расстанутся с социальным детством. Пока такого формата нет нигде, но, надеюсь, он окажется жизнеспособным и из Рязани пойдет по стране».

Gulimova_big Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов
banner-cik-min Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов
banner-rfsv-min Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов
expert-min-2 Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов
partners 6
eac_NW-min Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов
insomar-min-3 Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов
indexlc-logo-min Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов
rapc-banner Валерия Гулимова: Общественная палата занялась продвижением новых активистов