Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП
23.12.2019

Конференция РАПН: траектории политического развития России

 

6-7 декабря на базе Московского государственного педагогического университета прошла одна из крупнейших политологических конференций России, на которой обсуждались актуальные проблемы и вопросы современной российской политики.

Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, член Ассоциации «Гражданский контроль» Владимир Шаповалов в интервью эксперту Центра ПРИСП Даниилу Савченко рассказал о наиболее обсуждаемых темах, прозвучавших на прошедшей конференции РАПН.

Владимир Леонидович, сейчас хотелось бы спросить у вас как у одного из главных организаторов прошедшей конференции, в чём состоит её уникальность и особенность?

Для начала хотелось бы обозначить, что данная конференция организовывалась и проводилась Российской ассоциацией политической науки (РАПН), которая в 2020 году будет праздновать своё 65-летие и является крупнейшим и старейшим объединением политологов в стране. И фактически проведенная конференция была самой крупной политологической конференцией 2019 года. Я назову несколько цифр, которые должны хорошо проиллюстрировать масштаб конференции: 40 секционных заседаний, 11 круглых столов, 3 презентации и общая совокупность в 456 докладов. Это беспрецедентные масштабы.

Конференция носила название «Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы» и её важнейшая особенность и достоинство в широчайшем спектре рассматриваемых направлений политической науки. В ходе конференции были рассмотрены, по сути, все вопросы актуальные для современной политической науки, все важнейшие исследовательские проекты.

Именно во всеобъемлющем масштабе и заключается важное отличие прошедшей конференции от других, проходящих в течение года в тех или иных научных и образовательных учреждениях. Российская ассоциация политической науки (РАПН) проводит подобные конференции каждый год. При этом выбирается вуз, на базе которого проходит данная конференция, проведение конференции требует очень длительной подготовки и весьма большого объема работ.

Эта конференция собирает огромное количество людей, по сути, большую часть политологов страны, и в её рамках каждый из специалистов, каждый из учёных находит себе место, потому что конференция предполагает рассмотрение всех возможных актуальных вопросов в современной политической науке.

Широту рассматриваемой в ходе конференции проблематики легко продемонстрировать, вспомнив несколько тем секционных заседаний: от “Социального неравенства и политики” до “Российского федерализма и регионального политического развития”, от “Публичной политики и политических трансформаций” до “Исторической памяти и ее выражения в политических институтах”. Всего же, я напомню, было 40 тем секционных заседаний.

Спектр тем действительно очень широк, но хотелось бы узнать, какие темы и проблемы всё-таки стали самыми актуальными и обсуждаемыми в ходе конференции?

Несмотря на то, что у конференций есть своя преемственность, те или иные научные школы или исследовательские структуры развивают определенные направления научных работ на протяжении многих лет и представляют свои новые труды ежегодно.

В то же самое время у каждой из ежегодных конференций есть своя наиболее актуальная повестка, и, конференция, которая прошла 6-7 декабря 2019 года в МПГУ не исключение. Наибольший акцент в ходе конференции был сделан на внутриполитических процессах. Были площадки, посвященные внешней политике, геополитике, зарубежному регионоведению, но и на пленарных и на секционных заседаниях доминировала проблематика внутренней политики.

Чем, по вашему мнению, обусловлен такой усиленный интерес к внутриполитической жизни страны?

Это совершенно неудивительно, поскольку сейчас в стране политическая система переходит из статичного состояния в динамическое, что связано и с будущим транзитом власти, и с повышенным фоном политической активности, и с ростом протестных настроений по целому ряду вопросов. Поэтому все эти темы являются чрезвычайно актуальными. В ходе конференции также активно обсуждались возможные трансформации политической системы и институционального дизайна, активно рассматривались и анализировались прошедшие политические протесты.

Достаточно серьезной спецификой данной конференции в сравнении с другими стало то, что был сделан акцент в пленарной части на презентации региональных научных школ. В настоящее время уже сформировалось несколько интересных политологических школ в разных частях нашей страны, каждая из них по-своему интересна и каждая из них занимается активными исследованиями тех или иных аспектов развития политической системы.

Когда формировалась повестка данной конференции, была принята концепция, согласно которой представители разных региональных научных школ станут драйверами этой конференции, выступив в пленарной части. И произойдет взаимное обогащение и взаимный анализ научных исследовательских практик.

В ходе конференции мы постарались развеять искаженное представление о том, что политологические научные центры находятся исключительно в Москве и Петербурге. Среди участников были ученые из ИМЭМО РАН, МГИМО, МГУ, университетов Барнаула, Владимира, Воронежа, Твери.

Владимир Леонидович, можно ли сказать в таком случае, что подобное представительство региональных политологических школ является одной из важнейших целей конференции и одновременно её важнейшим достижением?

Всё-таки важнейшим достижением я бы назвал тот факт, что у нас была невероятно насыщенная научная программа, и практически не было легковесных докладов и каждое выступление было результатом большой и сложной научно-исследовательской работы. Но это не значит, что можно преуменьшать значение регионального представительства, это действительно огромное достоинство прошедшей конференции.

Участвовали ли в конференции представители научных сообществ других стран?

Да, в работе конгресса приняли участие и политологи, представляющие университеты и исследовательские центры из других стран: Китая, Италии, Болгарии, Польши, Словакии, Армении, Казахстана, Узбекистана и Украины. То есть международное представительство было достаточно серьёзным.

Эксперты какой области преобладали на конференции?

На конференции был представлен широчайший диапазон разных тем и, соответственно, столь же широка была специализация учёных и исследователей. В связи с этим невозможно выделить какие-то конкретные группы экспертов. Единственное, что я уже обозначал: были представлены эксперты и по внутренней и по внешней политике, но доминировали эксперты, связанные с внутренней политикой. Широко были представлены эксперты сферы, касающейся партийных институтов и институтов гражданского общества, взаимоотношения власти, народа и электоральных процессов.

Когда мы начинали наш разговор, вы сказали о том, что каждый год Ассоциация политической науки выбирает очередной вуз для проведения этой конференции. Хотелось бы узнать, почему в этом году именно МПГУ был выбран площадкой для проведения конференции?

На сегодняшний день Московский педагогический государственный университет занимает видное место среди российских центров политической науки. В МПГУ активно реализуются образовательные программы по политологии, проводится ряд серьезных научно-исследовательских работ. И конечно нужно учитывать тот факт, что наш университет обладает достаточными ресурсами и компетенциями, чтобы принять и провести данную конференцию.

В том числе, многие преподаватели и некоторые студенты активно участвуют деятельности ассоциации политической науки, именно поэтому, когда рассматривали разные варианты для проведения, был сделан вывод о том, что МПГУ может принять эту конференцию. В данном случае нужно сказать слова благодарности ректору Алексею Владимировичу Лубкову, который с большим одобрением отнесся к идее конференции.

Кстати, в ходе подготовки и проведения конференции, в нашем университете сложилось местное вузовское отделение совета молодых политологов, которое начало сотрудничество с РАПН, что также можно рассматривать в качестве весьма интересного эффекта от проведения данной конференции.

sociologia Конференция РАПН: траектории политического развития России

 

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Конференция РАПН: траектории политического развития России
banner-cik-min Конференция РАПН: траектории политического развития России
banner-rfsv-min Конференция РАПН: траектории политического развития России
expert-min-2 Конференция РАПН: траектории политического развития России
partners 6
eac_NW-min Конференция РАПН: траектории политического развития России
insomar-min-3 Конференция РАПН: траектории политического развития России
indexlc-logo-min Конференция РАПН: траектории политического развития России
rapc-banner Конференция РАПН: траектории политического развития России