Политолог, эксперт Центра ПРИСП
13.01.2020

«Программирующий опрос» не влияет на оптимизм россиян


Итоги нового социологического опроса «Левада-Центра» посвящены ожиданиям россиян от 2020 года. 55% участников опроса опасаются в новом году напряженной политической обстановки, 57% ожидают проблем в экономике, громкие коррупционные скандалы и отставки предполагают 66% опрошенных (максимум с 2013 года), массовых протестов – 45%.

Огромную роль в мрачных ожиданиях россиян относительно их будущего играют СМИ, отмечает политолог, эксперт Центра ПРИСП Сергей Журавский.

Я бы не стал утверждать, что среди россиян преобладает мнение о неминуемой политической напряженности в 2020 году. На сегодняшний день, к сожалению, настроения в обществе сформированы таким образом, что люди ждут больше плохого, чем хорошего. Основной рефрен подобных ожиданий заключен в известной фразе «надейся на лучшее, готовься к худшему». Это «поведение сегодняшнего дня»: если человеку задать вопрос, будет ли в новом году плохо, он, скорее всего, согласится с этим, хотя сам он надеется на то, что лично его семью ждет спокойный год. Например, 65% участников опроса разделяют эту точку зрения, согласно данным опроса, сегодня личное восприятие проблем – «я справлюсь с ними, а значит и страна как-нибудь переживет трудности» – во многом спасает ситуацию с настроениями в российском обществе.

Огромную роль в мрачных ожиданиях россиян относительно их будущего играют СМИ, рассказывающие об ожидаемом росте налоговых ставок, повышении коммунальных платежей, подорожании хлеба и т.п. Во многом власть сама формирует отрицательные ответы в социологических опросах.
«Левада-Центр» предложил своим респондентам т.н. «программирующий опрос», вопросы в котором запрограммированы на негативные ответы. Сами вопросы про коррупцию, массовые протесты и вооруженные конфликты задают соответствующее настроение у участников опроса, соглашающихся в своих ответах с вопросом. Несмотря на это, 63% респондентов считают, что 2020 год окажется лучше предыдущего.

sociologia

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
partners_1 «Программирующий опрос» не влияет на оптимизм россиян
banner-cik-min «Программирующий опрос» не влияет на оптимизм россиян
banner-rfsv-min «Программирующий опрос» не влияет на оптимизм россиян
partners_5 «Программирующий опрос» не влияет на оптимизм россиян
partners 6
partners_8 «Программирующий опрос» не влияет на оптимизм россиян
insomar-logo «Программирующий опрос» не влияет на оптимизм россиян
indexlc-logo-min «Программирующий опрос» не влияет на оптимизм россиян
rapc-banner «Программирующий опрос» не влияет на оптимизм россиян