Денис Ширяев: кто все эти люди?!
В московских муниципальных выборах участвуют никому не известные партии.
Кандидатами в депутаты Советов депутатов муниципальных образований в городе Москве стали, в том числе, представители партий, не ведущих активную публичную деятельность и не имеющих районных отделений. Политолог, эксперт Центра ПРИСП Денис Ширяев предлагает определить четкие критерии участия политических партий в избирательных кампаниях.
Всего в Москве зарегистрировано 7576 кандидатов в Советы депутатов муниципальных округов, которые представляют тридцать субъектов общественно-политической жизни страны. Тридцать первый участник – это самовыдвиженцы.
Из тридцати субъектов можно выделить двадцать две общественно-политические организации, которые представили наименьшее представительство кандидатов на предстоящих московских выборах. Я попытаюсь сформулировать критерии, которые помогут исключить из будущих избирательных гонок номинальных, статичных участников.
От 1 до 10
Половина субъектов выдвижения – пятнадцать – имеют меньше 10 зарегистрированных кандидатов.
По одному зарегистрированному кандидату насчитывают три политические партии: «Интернациональная партия России», «Гражданская инициатива» и «Партия дела».
Еще от трех организаций – «Объединенной партии людей ограниченной трудоспособности России», «Партии Возрождения России» и региональной общественной организации по содействию и развитию семьи и молодежи «Время перемен» было зарегистрировано по два кандидата.
По три кандидата зарегистрировали у двух политических партий: «Российский Объединенный Трудовой Фронт» и «Демократическая правовая Россия».
По четыре кандидата появятся в списках для голосования от четырех партий: «Партия Возрождения Села», «Гражданская сила», «Достоинство» и «Партия Ветеранов России».
Замыкают список с менее чем десятью зарегистрированными представителями три партии: «Российский общенародный союз» с пятью кандидатами, партия «Национальный курс» с шестью кандидатами и, наконец, партия «Союз Труда» с семью.
От 10 до 100
В группу из семи политических организаций, которые смогли выдвинуть и зарегистрировать от десяти до ста кандидатов, входят как неизвестные организации, так и уже известные.
Двум партиям удалось зарегистрировать по двенадцать кандидатов. Это «Российская экологическая партия «Зеленые» и «Российская партия пенсионеров за справедливость».
Еще две партии – «Альянс зеленых» и «Патриоты России» имеют в рядах четырнадцать зарегистрированных кандидатов.
Пятнадцать и восемнадцать кандидатов смогли зарегистрировать партия «Народ против коррупции» и «Партия Великое Отечество» соответственно.
И, наконец, «Партия народной свободы (ПАРНАС) с сорока девятью зарегистрированными кандидатами уверенно возглавляет список из двадцати двух общественных организаций, ни о существовании которых, ни о факте их участия в муниципальных выборах в большинстве своем никто не знает.
Итого: сто восемьдесят три зарегистрированных кандидата пойдут на выборы доказывать и показывать свою состоятельность и нужность для «десятков тысяч» своих сторонников под «знаменами» малоизвестных и неизвестных партий.
На простой вопрос, кто все эти люди (в нашем случае партии), не смогут дать ответ не только избиратели, но и политики, эксперты, чиновники. Абсолютно непонятно, почему политическая партия, которая регистрирует на самых больших муниципальных выборах в стране одного кандидата, имеет право считаться дееспособной!
В связи с этим я сформулирую три критерия для участия политической партии в выборах на региональном, местном уровне. Мое предложение заключается в следующем: если хотя бы два из трех критериев выполняются, то партию можно допускать до выборов.
Политические организации, представленные выше, в большинстве своем никакой публичной деятельности, направленной на формирование общественного мнения, на донесение мнений граждан до широкой общественности и органов государственной власти, не ведут. Поэтому обозначу первый критерий участия политических партий в выборах: политическая партия имеет право выдвигать своих кандидатов на выборах любого уровня только в случае, если она ведет активную публичную деятельность. Пусть эта деятельность будет в рамках одного субъекта РФ, главное чтоб она действительно была.
Второй критерий, который можно рассмотреть – это количество выдвигаемых кандидатов. Считаю, что организация, которая в состоянии зарегистрировать пять процентов кандидатов от общего числа мандатов, вправе участвовать в выборах. Если же политическая партия не может выдвинуть такое маленькое, абсолютное реальное число кандидатов, то тогда и допускать до избирательной гонки ее не стоит. В таком случае эти один, два, три кандидата могут выдвинуться как самовыдвиженцы. Тем более, что и те, и другие должны собирать подписи и сдают одинаковый пакет документов (для кандидатов от партий только прибавляется партийное решение о выдвижении).
Если мы говорим о муниципальном или городском уровне, то очень важным критерием допуска политической партии до участия в избирательных кампаниях должно стать наличие определенного количества местных (районных) отделений. Если партия не проводит работу на местах, непосредственно с людьми, то она не имеет права участвовать на выборах в этом субъекте и городе. Наличие местных отделений хоть как-то гарантирует присутствие партии на территории и работу ее представителей на местах с населением.
На мой взгляд, предложенные критерии помогут сделать предвыборный процесс, участие в выборах политических партий справедливым, и заставит политические организации второго и третьего эшелонов включаться в общественно-политическую жизнь страны.