Госдума: кому и зачем это надо
По мере приближения думской кампании 2021 года в информационном пространстве все больше внимания уделяется вероятным претендентам на заветный депутатский мандат. Однако в реальности мандат депутата Госдумы вовсе не является обязательным предметом вожделения участников политических процессов, иногда участник избирательной кампании преследует совсем иные цели. С этой точки зрения, вопрос об установлении подлинной мотивации потенциального кандидата в депутаты Госдумы выглядит актуальной задачей, отвечающей интересам экспертного политического анализа.
Основная цель нашего исследования заключалась в ведении в анализ приближающейся госдумовской кампании параметра, по которому можно начать оценивать потенциальных кандидатов уже на «входе» с точки зрения того, нужны им эти выборы или нет, действительно ли они хотят принять в них участие или у них иные цели, объясняет суть приведенного ниже исследования политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов.
Поскольку тема выборов в Госдуму по мере приближения даты голосования привлекает к себе все большее внимание, в том числе и за счет включения в орбиту выборов все большего числа политических и околополитических акторов, мы с коллегами задались целью проанализировать, кто из проявляющих публичную и непубличную внутриэлитную активность персон может претендовать на место депутата Госдумы.
Мы разработали свою методику анализа, в соответствии с которой оцениваем вероятность участия тех или иных политических фигур в предвыборной гонке за госдумовским мандатом.
Первым ключевым моментом для анализа мы посчитали мотивацию потенциального кандидата для участия в выборах, когда у человека, желающего принять участие в избирательной кампании в качестве кандидата, в голове формулируется ответ на вопрос: зачем ему это нужно? Как только человек определяет для себя, зачем ему нужен мандат депутата Госдумы, возможно начало каких-то осмысленных активностей с его стороны в этом плане.
Для того чтобы анализировать персоналии и их активности нами был введен критерий мотивов участия в выборах каждого человека. Как только появляется некий гражданин, политик, депутат, общественный деятель, замеченный в определенного рода активностях, мы начинаем просчитывать, сможет ли он претендовать на мандат депутата или нет. Если он начинает себя проявлять в публичной или элитной сферах, это еще далеко не значит, что он реально собирается в Госдуму, возможно, что его мотив заключается в возвращении в политику или в альтернативном развитии карьеры. Мы анализируем эти процессы, исходя из его личности и ретроспективы его предыдущих устремлений. Мы понимаем, что, примеряя те или иные мотивы к какой-то персоне, мы вступаем в область допущений, тем не менее, появляется возможность расположить вероятных кандидатов в Госдуму по «клеточкам» одномандатных округов и списков.
Традиционно в ходе всех избирательных кампаний Тула являлась частью больших макрорегионов для всех партий. Мы предполагаем, что и на следующих выборах в Госдуму сценарий может быть примерно таким же, ведь чем больше территориальная группа, тем большему числу кандидатов достанется депутатский мандат, но при этом и внутренняя конкуренция с другими регионами выше.
Сегодня в тульских телеграмм-каналах и СМИ много пишут о тех или иных политиках, которые якобы собираются в Госдуму, но никто не дает ответа, почему они туда идут, с какой целью. Например, сейчас в этом контексте много говорят о бывшем губернаторе Тульской области Владимире Груздеве, который якобы может пойти на выборы в Госдуму по одномандатному округу или по списку.
Оценивая мотивы Груздева, довольно очевидным видится его желание вернуться в большую политику. Однако, учитывая масштаб и яркость политической фигуры экс-губернатора, сложно представить себе, что ему будет интересен вариант с одномандатным округом, это слишком прозаично для него, очевидно, что он перерос статус рядового кандидата в депутаты Госдумы, которому в ходе выборов нужно ездить по районам и вступать в борьбу с другими кандидатами. Скорее всего, если Груздев и решит возвращаться в политику таким способом, то для него более предпочтительным выглядит вариант получения «списочного» мандата «Единой России».
Основная цель нашего исследования заключалась в ведении в анализ приближающейся госдумовской кампании параметра, по которому можно начать оценивать потенциальных кандидатов уже на «входе» с точки зрения того, нужны им эти выборы или нет, действительно ли они хотят принять в них участие или у них иные цели.
В дальнейшем будут использоваться другие параметры анализа с целью максимального приближения экспертной оценки к реальности. Но на данный момент реперной точкой оценки выглядят именно мотивы политиков. Есть у человека мотивация к участию в политической деятельности, то его стоит включать в детальный анализ, если ее нет, то любая его активность – публичная и непубличная – наверняка имеет какие-то другие цели.