Политолог, эксперт Центра ПРИСП
02.04.2018

Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»

 

«Мусорные» протесты в Подмосковье уже как минимум месяц продолжают формировать мейнстрим федеральной медиаповестки. Однако повышенное внимание СМИ к экологическим проблемам региона не обеспечило их полноценного освещения. Внимание журналистов фокусируется на сюжетах, потенциально являющихся резонансными; зачастую это приводит к тому, что аудитория не получает полной картины событий.

Наглядным примером в данном случае могут служить события в Волоколамске. Конфликт вокруг полигона ТБО (твердых бытовых отходов) «Ядрово», безусловно, имеет большое значение. Чтобы понять это, достаточно посмотреть статистику обращений на горячую линию ОП РФ, созданную для учета мнения граждан России при строительстве используемых для переработки отходов объектов. За период с 19 по 29 марта 2018 г. на линию поступила 2 381 жалоба, причем 29,9% обращений касались ситуации в Волоколамске.

Однако не эта тема стала наиболее «популярной». Более 40% всех обращений касались планов строительства мусоросжигательных заводов в Подмосковье. Жители Клинского района подали 570 жалоб на состояние полигона ТБО «Алексинский карьер» (против 695 обращений в случае «Ядрово»). Однако уровень внимания СМИ к этим проблемам остается куда более низким, нежели в случае событий в Волоколамске. 

Новые вызовы, новые возможности

В местах, где планируется строительство мусоросжигательных заводов, не выступали кандидаты в президенты; из Клина (как и из Коломны, Наро-Фоминска, Дмитрова, Серебряных Прудов или Серпухова) не поступали сообщения о массовом отравлении детей, а местные жители не «приветствовали» губернатора градом снежков, - однако именно здесь можно ожидать следующую фазу обострения «мусорного кризиса».

Назревающий кризис означает не только появление новых вызовов для регионального и местного руководства. Это, помимо прочего, возможность переосмыслить и эффективно использовать негативный опыт, накопленный в Волоколамске. Перед областными и муниципальными чиновниками стоит ряд сложных задач: сохранить уровень доверия местных жителей к власти на приемлемом уровне (иначе граждане начнут воспринимать как истину в последней инстанции любые негативные слухи об экологической ситуации); не допустить политизации экологического движения; заблокировать попытки коммерческих структур, заинтересованных в переделе «мусорного» рынка или рейдерском захвате полигонов, использовать протесты в своих интересах.

И все это – на фоне экологического популизма со стороны политических деятелей. В минувшую субботу экс-кандидат в президенты от КПРФ Павел Грудинин провел в совхозе имени Ленина экологический конгресс. Фактически политик лишь предоставил активистам площадку для проведения мероприятия и дал им возможность высказаться в максимально свободном формате. Результат - уровень симпатии к Грудинину со стороны экоактивистов резко вырос. Не прилагая усилий, он укрепил свой положительный имидж. В то же время, глава Подмосковья Андрей Воробьев, объективно много делающий для выхода из экологического кризиса, остается объектом для яростной критики со стороны общественности. Очевидно, ставка на тактику «реальных дел» остается неэффективной.  

«Болевые точки» в экологической повестке Подмосковья имеют также большое значение для ОП РФ и ОНФ. По итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 30 октября 2017 г., этим структурам было рекомендовано изучить эффективность мер по обеспечению переработки ТКО (твердых коммунальных отходов), а также разработать предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве соответствующих объектов. В обоих случаях опыт Московской области будет иметь особую ценность. Местные условия можно считать «максимально приближенными к боевым», что дает возможность выявить все существенные риски, связанные с реализацией большинства актуальных сценариев решения локальных экологических проблем.

Мусоросжигательные заводы и их перспективы

Активный протест жителей против планов строительства мусоросжигательных заводов в Подмосковье (несмотря на сравнительно слабое освещение соответствующих сюжетов в СМИ) указывает на то, что именно этот вопрос может стать ключевым в экологической повестке столичного региона в ближайшее время.

Реализация этого проекта наверняка приведет к конфликту интересов включенных в процесс государственных и коммерческих структур, а также протестам со стороны общественности.

Как отмечает председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Альбина Дударева, термический вариант переработки мусора является наиболее дорогостоящим из потенциально доступных.

Работа предприятия по сжиганию отходов в соответствии с принятыми в Японии или Швейцарии стандартами потребует повышения одной лишь эксплуатационной части тарифа до 5 тыс. рублей на 1 тонну мусора. Для сравнения, в настоящее время в Москве тариф, включающий себя сбор, вывоз, сортировку и захоронение отходов, составляет приблизительно 3 тыс. рублей. Не случайно власти Берлина в свое время отказались от строительства нового мусоросжигательного завода, ограничившись расширением уже имеющихся мощностей. Показательно и то, что оборудование действующих в столичном регионе мусоросжигательных заводов на сегодняшний день по большей части простаивает.

В процессе сжигания мусора образуются зольные остатки (их объем составляет до 35% от изначальной массы отходов!) и диоксины, в используемых на производстве фильтрах остаются вредные для здоровья осадки. Особо необходимо отметить, что зольные остатки имеют третий класс опасности, а это подразумевает необходимость их захоронения на специализированные полигоны. Кроме того, «европейские» стандарты безопасности мусоросжигания в обязательном порядке потребуют соответствующего уровня сортировки отходов.

Против планов строительства мусоросжигательных заводов говорит и то, что они смогут обеспечить переработку только 30% отходов, производимых в столичном регионе. Причем – лишь в среднесрочной перспективе, к 2023 г. Кроме того, возведение заводов планируется оплатить за счет повышения стоимости электроэнергии (для промышленных показателей рост цены может достигать 4%), что также может вызвать недовольство.

Однако в реализации проекта напрямую заинтересован такой политический тяжеловес, как «Ростех». Оператором процесса строительства мусоросжигательных заводов в Московской области должен стать акционер концерна – компания «РТ-инвест». Вполне естественно, что «Ростех» наверняка будет лоббировать проект, в то время как конкурирующие структуры постараются создать вокруг него максимально негативный информационный фон.

Отдельного внимания заслуживают планы строительства мусоросжигательного завода в охваченном протестами Волоколамском районе. Его планируют возводить на участке земли, арендуемом полигоном ТБО «Ядрово». Последнее уже стало поводом для подозрений в адрес руководства «РТ-инвест». Существует точка зрения, согласно которой именно «дочка» «Ростеха» подпитывает протестное движение за закрытие «Ядрово» и даже выступает его организатором. Сторонники этой позиции также придерживаются мнения, что проблемы с экологией Подмосковья связаны не в последнюю очередь с действиями руководства «РТ-инвест». Компания, считают они, активно продвигает идею сокращения количества старых полигонов ТБО, в то же время препятствуя открытию новых. Естественным следствием этого становится нарушение нормативов наполнения полигонов и возникновение рукотворных экологических кризисов. Действуя таким образом, «РТ-инвест», по мнению критиков, подталкивает власти и общественность к идее отказа от использования полигонов в пользу мусоросжигания.

Международный "мусорный" опыт

Вопреки стереотипам, «мусорная» проблема актуальна и для вполне развитых стран; к примеру, еще в конце 1980-х гг. Германия стояла на грани «мусорного инфаркта», а Рейн являлся одной из наиболее загрязненных рек мира. И жители этих стран уже не раз сталкивались с теми же проблемами, что и жители Подмосковья. В том числе – с точки зрения попыток использования экологических протестов в экономических, политических или криминальных целях.

Так, в 2013 г. улицы Мадрида были буквально завалены мусором в результате забастовки дворников, протестовавших таким образом против массовых сокращений.

В 2015 г. 2,5 тыс. парижских мусорщиков начали забастовку прямо во время «недели моды», проходившей в столице Франции. При этом в местных СМИ появились сообщения о том, что между профсоюзным руководством и частью чиновников мэрии якобы существовал сговор. Согласно результатам журналистского расследования, время забастовки было выбрано с таким расчетом, чтобы вызвать отставку должностных лиц, отвечавших за проведение «недели моды».

То, что мусорный бизнес юга Италии находится под контролем местного криминала, признается едва ли не на официальном уровне. И представители преступного мира активно используют профсоюзы сотрудников отрасли в качестве инструмента экономического шантажа и политического давления.

Использование экологических протестов в политических, экономических или криминальных целях – это универсальная проблема, но никак не общая «норма», с которой следует смириться. Задача российского общества – изучить зарубежный опыт, заимствовать его позитивные элементы и приспособить их к собственной специфике. 

Перспективы и пути выхода из кризиса

Независимо от дальнейшей судьбы планов по строительству мусоросжигательных заводов, очевидно, что решение экологических проблем столичного региона потребует целого комплекса мер.

Москва и область нуждаются в создании современных автоматизированных линий сортировки отходов; в настоящий момент в столице сортируется лишь 10% мусора. Для организаций и граждан необходимо обеспечить доступ к инфраструктуре раздельного сбора мусора. Появление на улицах городов хотя бы двух типов контейнеров для сбора мусора (для «пищевки» и «на переработку») само по себе улучшит качество вторсырья. Это позволит начать реализацию проектов по глубокой сортировке отходов, с использованием разных типов сепарации. Как следствие, должна резко вырасти рентабельность мусорного бизнеса: переработка 1 тонны мусора в описанных условиях позволит выделить до 50% полезных фракций стоимостью от 4 до 5 тыс. рублей.

Должна быть развернута и уже давно существующая «на бумаге» система высокотехнологичного контроля над перемещением отходов.

«Мусорная экономика» должна перешагнуть границы столичного региона, ее необходимо вписать в контуры экономических отношений хотя бы в пределах Центрального федерального округа. Полигоны необходимо удалить от населенных пунктов на расстояние не менее чем 20 км. Можно наладить изготовление из части отходов компоста, необходимого для рекультивации нарушенных земель (эта проблема весьма актуальна для областей ЦФО).

Также очевидно, что власть на всех уровнях (региональном, муниципальном, ведомственном) должна обратить особое внимание на состояние правоприменительной практики. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация во многом стала возможна именно по причине того, что достаточно продуманные нормы закона на практике зачастую игнорировались.

Особое внимание необходимо уделить согласованию территориальных схем обращения с ТБО Москвы и Московской области. «Мусорные» отрасли регионов неразрывно связаны между собой, однако в нормативно-правовых актах это обстоятельство не учитывается.

Отдельно следует коснуться вопроса о пробелах в законодательстве, касающихся работы частных полигонов. На сегодняшний день владелец объекта может произвольно закрыть ворота объекта, и длинная вереница стоящих в очереди мусоровозов сразу же превратится в чужую проблему: система экологической безопасности в данном отношении лишена надежного инфраструктурного обеспечения.

Местные власти должны решить проблему дефицита доверия со стороны граждан. Как показали события в Волоколамске, сейчас жители готовы поверить даже откровенно нелепым слухам, демонизирующим руководство. В качестве примера можно привести сообщения о том, что на знаменитую «девочку в розовом» якобы завели уголовное дело. Отсутствие доверия к официальным органам власти развязывает руки как недобросовестным политикам, так и коммерсантам, стремящимся использовать проблемы сограждан для передела рынка. Местному руководству (как на муниципальном, так и региональном уровне) придется обновить свои представления о том, как выглядит публичная политика.

Потребуется наладить диалог с активистами, готовыми к конструктивному общению; репрессии, даже вполне обоснованные с точки зрения закона, вряд ли помогут делу: когда накануне очередного протестного митинга в Волоколамске один из его организаторов оказался за решеткой и, по некоторым данным, объявил голодовку, это очень способствовало радикализации и политизации протестного движения. 

Вообще мартовские протесты стали «краш-тестом» для системы диалога власти с гражданами, и результат этого «краш-теста» однозначен. Будь коммуникация хотя бы удовлетворительной, мы бы не увидели ни избитого главу района Гаврилова, ни закиданного снежками губернатора Воробьева.

То, что последствия пиар-ходов местных чиновников не всегда продумываются до конца, хорошо иллюстрирует присутствие на полигоне 10-летней Тани Лозовой: «девочка в розовом» посещала «Ядрово» вместе с инициативной группой, что должно было символизировать примирение власти и протестующих, продемонстрировать отсутствие у чиновников негатива в адрес девочки. Однако инициаторы этого решения не учли, как целевая аудитория будет реагировать на присутствие маленького ребенка в зоне токсикологической опасности. Что показательно, с осуждением этого выступили как люди, оказавшиеся по разные стороны баррикад, так и эксперты.

Рынок ТБО должен быть зачищен от компаний-«нелегалов» и фирм, практикующих рейдерство. Здесь должны появиться четкие, понятные и прозрачные «правила ведения игры». Лишь в этом случае исчезнет угроза установления контроля над протестами со стороны «теневого бизнеса», у собственников появится уверенность в завтрашнем дне, а инвесторы перестанут отказываться от идеи вложиться в отрасль.

 Volok-miting Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»

Оригинал материала смотрите на http://2018.vybor-naroda.org/vn_exclusive/111210-ekologicheskie-problemy-podmoskovya-v-teni-yadrovo-kontury-blizhayshego-buduschego.html

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»
banner-cik-min Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»
banner-rfsv-min Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»
expert-min-2 Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»
partners 6
eac_NW-min Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»
insomar-min-3 Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»
indexlc-logo-min Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»
rapc-banner Экологические проблемы Подмосковья в тени «Ядрово»