Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП
12.08.2020

Ждать ли в Минске Майдан?

 

9 августа в Белоруссии состоялись выборы президента. Согласно данным официальных экзитполов, действующий президент Александр Лукашенко побеждает в первом туре. Его главная соперница Светлана Тихановская заявила, что уверена в своей победе. Позже она покинула страну. После закрытия участков в стране начались протесты и столкновения с милицией и ОМОНом, которые уже сравнивают с Майданом.

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - о том, каковы перспективы у Лукашенко и как все это повлияет на российско-белорусские отношения.

Полагаю, что аналогии с украинским майданом здесь могут быть уместны лишь частично. Действительно, вполне возможно внешнее вмешательство во внутренние дела Белоруссии, и, кстати, Лукашенко заведомо предупреждал, что после выборов в стране начнутся беспорядки. Кроме того, в белорусском обществе действительно есть запрос на обновление власти, люди во многом устали от длительного правления Лукашенко. Это также наложилось на довольно странные предвыборные действия властей, арестовавших двух главных политических оппонентов действующего президента и сделавших выборы, по сути, совершенно безальтернативными.

Полагаю, что, как и на Украине в 2014 году, организаторами массовых протестов являются иностранные спецслужбы, опирающиеся на активное оппозиционное меньшинство внутри страны. Есть и другие внешние признаки майдана – такие как, например, мгновенно распространяемые по ведущим мировым СМИ фото- и видеосъемки «злодейств» силовиков при задержаниях «мирных протестующих» (при том, что известно о десятках раненых милиционеров).

Но в самом важном – в причинах социального конфликта – между событиями на Украине и в Белоруссии есть существенная разница. Так, на Украине исторический внутренний конфликт вызревал на протяжении даже не десятков, а сотен лет. Он связан, прежде всего, с тем, что примерно половина украинской нации видела свой путь развития в западной культуре, другая же половина – вместе с Россией. Поэтому частично основа для государственного переворота на Украине была заложена изначально, поэтому при определенных внешних усилиях он состоялся.

В Белоруссии же никогда не было таких противоречий: подавляющее большинство белорусов видит себя в составе так называемого русского мира. Это видно и по количеству граждан, которые проживают (в том числе и постоянно) на территории России. Это видно и по результатам президентских выборов: можно по-разному к ним относиться в деталях, но в целом победа Лукашенко очевидна. Поэтому, в отличие от Украины 2014 года, у протестов в Белоруссии нет необходимой для «майдана» общественной основы, социальной поддержки. Поэтому то относительно небольшое число людей, которое вышло на улицы после выборов, не представляет собой большую часть белорусского общества – их абсолютное меньшинство.

Кроме того, на Украине против действующего президента на тот момент выступали многие политические и экономические элиты страны. В Белоруссии же экономические элиты аффилированы с властями, да и политические элиты в целом тоже достаточно монолитны. Большинство белорусов просто не видят альтернатив Лукашенко. Дело в том, что технический кандидат «за новые выборы» Тихановская таковым, очевидно, не является, а революционный путь развития страны (с потерей территорий, оттоком населения, гражданской войной, деградацией экономики и так далее) белорусы имеют возможность воочию наблюдать у соседей уже более пяти лет, и вряд ли этот путь им нравится.

Что касается информации о том, что против протестующих в составе правоохранительных сил Белоруссии якобы выступают сотрудники российского спецназа, я считаю это не более чем вбросом, «уткой», направленной на то, чтобы Россию можно было в очередной раз обвинить во вмешательстве в дела других государств. Такое участие не нужно ни Белоруссии, которая вполне способна справиться с этой проблемой самостоятельно, ни тем более России.

Российско-белорусские отношения, на мой взгляд, существенных изменений не претерпят, и гарантом тому будет фигура президента Лукашенко. Как бы там ни было, он остается сторонником союза России и Белоруссии, ОДКБ и других важнейших совместных проектов. Как в свое время говорил президент США Рональд Рейган в отношении одного политического лидера, «хоть он и сукин сын, но он – наш сукин сын».

Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/expert-opinion/2555928

rossiya belorus

 
Партнеры
politgen-min-6 Ждать ли в Минске Майдан?
banner-cik-min Ждать ли в Минске Майдан?
banner-rfsv-min Ждать ли в Минске Майдан?
expert-min-2 Ждать ли в Минске Майдан?
partners 6
eac_NW-min Ждать ли в Минске Майдан?
insomar-min-3 Ждать ли в Минске Майдан?
indexlc-logo-min Ждать ли в Минске Майдан?
rapc-banner Ждать ли в Минске Майдан?