Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП
03.09.2020

Россия не «бензоколонка», или Как сойти с крючка зависимости

 

В среду, 2 сентября, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на просьбу журналистов прокомментировать слова главы государства Владимира Путина о том, что Россия не является «страной — бензоколонкой», сказал, что «доля зависимости от нефтегазовых доходов поэтапно сокращается», и за последние 10−15 лет «это сокращение видно невооруженным глазом». Песков указал и на то, что в России растет доля доходов от высокотехнологичного сектора.

«И на фоне пандемии и новых вызовов, которые встали перед нами, наша наука, наша медицина показали блестящие результаты в мировом масштабе», — добавил Песков.

Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников уверен, что внешний рынок поделён между другими игроками и Россию на этой площадке никто не ждёт.

Мы не можем активно продавать на внешнем рынке сильные продукты с добавочной стоимостью, потому что весь этот рынок очень серьёзно поделен и для того, чтобы туда попасть нужно проделать большую и сложную работу. Тем более, что в других странах нам ставят и будут ставить всевозможные преграды, вводить против нас санкции, запрещать у себя покупать российские товары и так далее.

Например, высокотехнологичная отечественная продукция попадает сегодня под продуманные организованные санкции международного сообщества и прежде всего США.

В этом плане они активно борются с Китаем и точно также с российскими предприятиями. Кроме того, с помощью санкций США для России закрывается традиционный для нас рынок вооружений и другим странам буквально „выкручивают руки“ — лишь бы они покупали американское, а не российское оружие. В этом отношении никакой свободной торговли в мире давно не существует и всё это либеральные бредни и сказки. И столь пагубную ситуацию не сможет решить даже членство в ВТО.

От вступления в эту организацию мы получили красивую бумажку для того, чтобы ею размахивать, а не справляться с проблемами. Ни один серьёзный вопрос для российского бизнеса там серьёзно решён не был, а были лишь отдельные частные случаи, когда удавалось выиграть тот или иной небольшой суд.

К сожалению, проигрышей в международных судах у России больше, и мы можем наблюдать данную тенденцию в целом ряде неудачных дел крупнейших российских компаний, в том числе и нефтегазодобывающих.

Поэтому Дмитрий Песков, заявляющий о постепенном сокращении в стране зависимости от нефтегазовых доходов, объективно прав, но дальше всё кроется в различных нюансах, которые могут быть как положительные, так и отрицательные. Если мы говорим о том, насколько снижается эта зависимость, мы должны понимать, что в какие-то годы снижается, но если мы посмотрим в долгосрочной перспективе, то увидим лишь небольшие колебания, зависящие от множества различных факторов.

Зачастую Россия сама виновата в своих экономических проблемах, потому что ведёт себя пассивно и не спешит что-то решать в свою пользу.

Вот, например, в последние годы у нас действительно растёт экспорт сельхозпродукции, но, опять же, в основном это продажа „сырой“ пшеницы. То есть, мы продаём не „изделия“, а зерно. И, опять-таки, больших серьёзных прорывов в этом отношении нет. Например, Китай уже давно предлагает заместить сою, поставляемую ему из США. Сколько мы говорим о том, что в России 30−40% пахотной земли не используется и зарастает бурьяном? Хоть кто-то откликнулся на предложение Китая, чтобы вместо бурьяна и леса у нас росла та же соя, чтобы её можно было экспортировать потом в Китай? Нет, никто системно этим не занимается. Вместо разработки стратегии и сильных предложений наше Минэкономразвития обсчитывает проценты роста или падения экономической ситуации, что, в общем, может сделать любое рейтинговое агентство.

Российский бюджет в настоящее время также недополучает прибыль от продажи нефти и газа, так как она продолжает оседать в оффшорах. Поэтому утверждать, „смотрите, как мы сходим с крючка зависимости от объёма продажи нефти и газа“ пока очень трудно. Лучше было бы если бы мы продавали нефть и газ в нужных объёмах и по хорошей цене за рубеж, а золото, сбыт которого мы резко увеличили в последнее время, хранили бы у себя в виде твёрдой валюты.

Ранее опубликовано на: https://eadaily.com/ru/news/2020/09/02/rossiya-ne-benzokolonka-no-eyo-ne-zhdut-na-vneshnem-rynke-mnenie

 

siriya neftyanue vyshki

 

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Россия не «бензоколонка», или Как сойти с крючка зависимости
banner-cik-min Россия не «бензоколонка», или Как сойти с крючка зависимости
banner-rfsv-min Россия не «бензоколонка», или Как сойти с крючка зависимости
expert-min-2 Россия не «бензоколонка», или Как сойти с крючка зависимости
partners 6
eac_NW-min Россия не «бензоколонка», или Как сойти с крючка зависимости
insomar-min-3 Россия не «бензоколонка», или Как сойти с крючка зависимости
indexlc-logo-min Россия не «бензоколонка», или Как сойти с крючка зависимости
rapc-banner Россия не «бензоколонка», или Как сойти с крючка зависимости