Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП
04.03.2021

Когда закончится война…

 

Акция орского отделения «Молодой гвардии Единой России» в рамках проекта «Защити память героев», во время которой молодогвардейцы возложили цветы на братскую могилу венгерских военнопленных в поселке Мостострой, до сих пор остается одной из самых обсуждаемых тем в соцсетях. Комментариев множество, от удивленных до обличающих.

Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин задался вопросом, в какой степени неприемлемой является память обо всех павших участниках войны.

Оправдания и извинения, зазвучавшие от руководителей оренбургской МГЕР, прекрасны в своей нелепости. Там вроде, исходя из названия организации, на постах должны относительно молодые люди находиться. Но и они уже вполне усвоили азы провинциальной бюрократической изворотливости и бросили все силы на то, чтобы доказать, что они, конечно, виноваты, но, с другой стороны, это как посмотреть. А бросить тень на гвардию уж точно не позволят. Хотя, как мне кажется, никто их ни о чём строго и не спрашивал. И уже едва ли спросит. Потонет всё под напором отечественной актуальной повестке.

Но сама ситуация ставит ряд интересных вопросов. Прежде всего, конечно, о реальной эффективности патриотического воспитания в его современном изводе. Похоже, что активисты и чёрту лысому цветы, не моргнув глазом, возложат, если получат список в администрации. Это, кстати, много говорит и об атмосфере внутри официозных молодёжных организаций, и о том, какие личностные качества там воспитывают. И если в данном случае мы имеем дело просто с безразличием, то, пожалуй, это наилучший из возможных результатов.

Весьма показателен и сухой остаток представлений о войне в молодых головах. Гвардейский начальник с негодованием отвергает версию о том, что его подопечные полагали Венгрию союзником СССР. Но советская пропаганда приложила в своё время немало усилий, дабы не афишировать участие в гитлеровской коалиции многих будущих «соцстран». Ещё больше таких скелетов заключено в шкафах советских республик. Тут трудно разобраться без подготовки, которой, конечно, не обладает большинство сегодняшних молодых людей. Если у кого из них и шевельнулась мысль о том, что это мы делаем вдруг на могиле венгерских военнопленных, что могло бы прийти в голову орскому подростку в связи с Венгрией? Что дедушка ездил туда в командировку или служил там в армии? Значит, вроде наши. Просто коли уж делаешь центром тяжести воспитательных усилий события более чем семидесятилетней давности, то надо быть готовым и к тому, что они естественным образом стираются из коллективной и личной памяти, открывая простор для самых фантастических конструкций. И надо тогда или вбивать в головы пропагандистские схемы предельной простоты, или представлять картину в более многомерном виде, тщательно разжёвывая хотя бы основные детали.

Кстати, неоднозначные инциденты, связанные с событиями Второй мировой войны, происходят не только у нас. Прямо в эти же дни итальянские журналисты назвали Освенцим польским лагерем. Потом тоже извинялись. А ранее обидели кого-то из югославов. Принц Гарри по молодости явился на вечеринку в форме корпуса Роммеля. Его в прессе пополоскали и забыли. В целом заметно, что поговорить о войне на повышенных тонах больше любят в Восточной Европе. Вот им и расчёсывают что-нибудь время от времени. На обиженных, знаете ли, воду возят.

Злополучные орские активисты невольно затронули своей акцией и ещё одну важную тему. А в какой степени неприемлемой является память обо всех павших участниках войны? Ведь наша победа не вызывает никаких сомнений, а с мёртвыми и пленными русские не воюют. На Бородинском поле среди монументов в честь русских частей есть и памятник солдатам Великой армии. И около него тоже можно видеть цветы. Вспомнилось ещё, как несколько лет назад неожиданную огласку приобрело совместное выступление школьников РФ и ФРГ в Бундестаге. Они рассказывали истории о судьбах немецких и советских солдат, представляя всех их в духе современных европейских взглядов скорее жертвами войны. Спустя многие десятилетия время неизбежно уравнивает многое в индивидуальных судьбах участников даже самых ужасных событий. Что нисколько не отменяет возможности их исторической и политической оценки. Но у нас общественность занервничала. Особенно неистовствовали, как обычно, патриоты из серии «спасибодедузапобеду» на трофейном BMW. Слава Богу, обстановка в стране была тогда посвободнее, и дальнейшего развития история не получила ни с какой стороны.

Моим же главным впечатлением стало тогда то, что оказывается и в Германии есть кладбища наших пленных и угнанных на принудительные работы. И некоторые из них содержатся в порядке и спустя десятилетия после окончания войны. Мне кажется, что это правильный пример исторической памяти. Говорят, что война заканчивается с погребением последнего солдата. Но не менее важно и прекращение её в душах людей. После того, как стороны признали итоги войны и выставили все необходимые политические и исторические оценки, наступает мир. Лучший, худший, но в любом случае новый. И старые победы не могут служить фундаментом внутренней пропаганды десятилетия спустя. Просто, наверное, не все у нас хотят, чтобы война закончилась.

 

pobeda vov voina

 
Партнеры
politgen-min-6 Когда закончится война…
banner-cik-min Когда закончится война…
banner-rfsv-min Когда закончится война…
expert-min-2 Когда закончится война…
partners 6
eac_NW-min Когда закончится война…
insomar-min-3 Когда закончится война…
indexlc-logo-min Когда закончится война…
rapc-banner Когда закончится война…