Председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП
18.06.2021

Каждый регион считает туристов по-своему

 

«Опора России» обратила внимание на нестыковку данных о потоках путешественников от регионов и официальных показателей Росстата. Как пояснил вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников, данные регионов неиллюстративны и зачастую завышены в несколько раз. Ключевая цель нацпроекта — привлечь в отрасль до 2030 года 600 млрд частных инвестиций. Вряд ли эта задача выполнима, когда бизнес не понимает, каковы реальные перспективы.

Главная проблема — это отсутствие единой методики фиксации туристических потоков, считает директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов.

Мне кажется, что региональные власти могут по-особому вести учет туристов. Все исходят из того, что данных Росстата недостаточно для того, чтобы строить управленческие процессы. Таким образом пытаются восполнить информационный дефицит собственными силами. Мне думается, что в большей степени несоответствие данных объясняется не столько сознательной манипуляцией со стороны регионов, сколько тем, что каждый регион считает туристов по-своему. Здесь главная проблема — отсутствует единая методика фиксации туристических потоков. Такие методики везде разные и имеют разные уровни надежности. В некоторых субъектах РФ значительна роль неформального сектора размещения туристов — в частном секторе, гостевых домах и квартирах. Это охватывает целый ряд регионов. Но есть и масса регионов, где турпоток менее значителен, и поэтому не стоит говорить о том, что в нем большинство туристов живут в частном секторе и на него есть спрос.

Получается, что в реальности, когда мы смотрим на данные регионов, нам приходится состыковывать данные регионов, где люди размещаются только в официальных гостиницах, и статистику регионов, где до половины или даже двух третей всего потока размещается в домах жителей региона. Эти цифры очень тяжело друг с другом сравнивать, не говоря уже о федеральной статистике.

Инвестиционные риски в туристской отрасли по определению высоки независимо даже от того, как себя ведут органы государственной власти. Помимо многочисленных ограничений и проблем, которые вызывает пандемия, нельзя предугадать точно, какие направления будут востребованными и куда стоит инвестировать, особенно учитывая возможные дополнительные ограничения, которые сделают инвестиции бесперспективными.

Надо сказать, что туротрасль сегодня находится в достаточно сложном положении. Несмотря на гораздо больший акцент на внутренний туризм, даже те, кто занят в этой отрасли внутри страны, испытывают проблемы, связанные с ограничениями и тем, то турпоток периодически в ходе волн распространения коронавируса снижается.

Пример прошлого года: практически во всех регионах турпоток снизился, и только в Краснодарском крае и Крыму его как-то можно соотнести с результатами 2019 года.

Точная ситуация в этом году пока неизвестна, по наблюдениям мы можем судить о том, что турпоток растет: в некоторых курортных местах есть перегруз (где-то это даже мягко сказано) — например, есть информация, что в Анапе на пляжах люди отдыхают стоя. Но это не означает, что во всех других точках турпоток хотя бы вернулся к уровню 2019 года.

Что же касается национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства”: мы видим, что пока точная заявленная конфигурация нацпроекта не просматривается. Какими будут инвестиционные вложения и меры субсидирования со стороны государства, мы можем судить только на уровне пакета мер, оглашенных вице-премьером Дмитрием Чернышенко в ходе презентации данного нацпроекта. Какой-то пространственной карты, которая бы показывала, что, как и куда будет инвестироваться, пока нет. Это значит, что бизнесу действительно пока очень трудно понять, на что он может рассчитывать от государства. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время профильные органы управления туризмом и его развития смогут технологизировать идеи нацпроекта и публично их обнародовать, чтобы в том числе информационными сигналами способствовать привлечению внимания бизнеса к отрасли.

Ранее опубликовано: https://www.oprf.ru/news/biznes-predupredil-o-riskakh-sryva-investitsionnoy-chasti-turisticheskogo-natsproekta

 

sochi kurort

 
Партнеры
politgen-min-6 Каждый регион считает туристов по-своему
banner-cik-min Каждый регион считает туристов по-своему
banner-rfsv-min Каждый регион считает туристов по-своему
expert-min-2 Каждый регион считает туристов по-своему
partners 6
eac_NW-min Каждый регион считает туристов по-своему
insomar-min-3 Каждый регион считает туристов по-своему
indexlc-logo-min Каждый регион считает туристов по-своему
rapc-banner Каждый регион считает туристов по-своему