Перезагрузка публичной власти в регионах: основное
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, который снимает запрет для губернаторов избираться более двух сроков подряд. Документ также вводит равные пятилетние сроки для исполнения полномочий как губернатора, так и депутатов региональных заксобраний.
Цель данного законопроекта - повышение устойчивости властной архитектуры на период транзита и связанной с ним турбулентности, считает политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко.
Стержневая идея законопроекта, являющаяся прямым продолжением принятых в прошлом году поправок в Конституцию, – укрепление властной вертикали, централизация государственного управления. Если обойтись без эмоциональных оценок, а просто зафиксировать тенденцию, то налицо закрепление унитаризма в региональной политике.
По большому счёту, положения законопроекта можно разделить на два больших блока: обновление дизайна региональной власти и унификация, т.е. приведение к единообразию отношений, существующих в настоящий момент.
Законопроектом предусмотрено право федеральных органов исполнительной власти участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сфере образования, здравоохранения и финансов, а также жилищного и строительного надзора. Определяются случаи, в которых полномочия региональных органов власти временно могут осуществлять федеральные.
Помимо, наделавших много медийного шума переименований всех высших должностных лиц регионов в «глав» и так называемого «обнуления», предполагаются ещё новшества в части организации исполнительной власти регионов.
Нас ждёт единообразие в наименовании высшего исполнительного органа – никаких областных администраций, теперь все они будут называться «правительство». Также фиксируется одинаковый срок полномочий как главы региона, так и законодательного органа – 5 лет (сейчас федеральный закон устанавливает лишь максимальную планку в 5 лет, конкретный же срок определяется регионом). Интересно, что по новому закону глава региона будет одновременно замещать и федеральную государственную должность, и госдолжность субъекта РФ.
Упрощается возможность отрешения главы региона президентом. Кроме того, у президента предусматриваются такие меры «дисциплинарного воздействия» на главу региона, как вынесение предупреждения и даже выговора. Для предотвращения кризисов, обусловленных «вакуумом власти», законопроект довольно подробно регламентирует порядок временного исполнения обязанностей главы региона в случае досрочного прекращения им полномочий.
Не минуют новелл и региональные парламенты. Прежде всего обращает на себя внимания статус регионального депутата. Вне зависимости от того, исполняет депутат свои полномочия на профессиональной основе или нет (получает ли зарплату), он теперь относится к государственной должности соответствующего региона. Со всеми вытекающими из этого антикоррупционными ограничениями.
В число лиц, кому федеральный закон «по умолчанию» предоставляет право законодательной инициативы в региональном парламенте, добавился прокурор субъекта РФ.
Во избежание региональной «махновщины» в регионах к «единому стандарту» приведена законопроектная процедура.
Радует, что в духе времени предусматривается возможность дистанционного взаимодействия, дистанционного участия в заседаниях региональных парламентов.
Также примечательно, что повышается ценность депутатства в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) – в них депутат регионального парламента сможет совмещать свою должность со статусом сенатора.
Фиксируется функционал арбитра у Госсовета, в который региональные органы публичной власти могут обращаться для разрешения разногласий. Законопроект также вносит ясность в отношения «центр-регионы», уточняя перечень собственных полномочий регионов по вопросам совместного с Федерацией ведения.
Новый закон будет вступать в силу поэтапно – предполагается, что окончательно новая модель публичной власти в регионах будет утверждена с 1 января 2023 года.
Становится понятно, что нас ждут обновления в организации местного самоуправления и нормативных актах городов федерального значения.
Очевидно, цель изменений - повышение устойчивости властной архитектуры на период транзита и связанной с ним (и не только) турбулентности.