Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП
20.10.2021

Цена или наценка: что тянет вверх стоимость товаров?

 

В середине октября министерство экономического развития России резко повысило прогноз инфляции по итогам 2021 года на 1,6% пункта - с 5,8% до 7,4%. Основной вклад в общий рост цен вносит продовольственная инфляция, особенно подорожание плодоовощной продукции и мяса, сообщают в ведомстве. Глава министерства сельского хозяйства Дмитрий Патрушев считает, что подорожание овощей связано с последствиями природных катаклизмов, а главной причиной увеличения цен на продукцию животноводства стали рост себестоимости и болезни животных. Для стабилизации цен на овощи Минсельхоз и Минпромторг проводят работу по переходу торговых сетей на прямые контракты с производителями.

Прямые контракты – хорошая мера, но почему бы не сделать цепочку ценообразования прозрачной для потребителя, задается вопросом политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов.

У любого товара есть первоначальная цена – себестоимость. Есть цена, по которой производитель свой товар продает. И есть конечная цена, которую мы видим, когда товар оказывается на полках магазинов. Понятно, что каждый в этой цепочке получает свою прибыль. Это и производитель, и продавец, в некоторых случаях еще и посредник. Понятно, что наценка всегда будет. Вопрос в ее адекватности. На мой взгляд, наценка должна быть не только экономически обоснованной, но и справедливой. Ценники в магазинах люди оценивают с точки зрения своих возможностей.

Когда у нас был кризис 2014 года, доллар вырос в два раза, менялись цены, а продавцы и производители говорили – у нас много импортных товаров и комплектующих, вот мы и повышаем цены. Тогда это если и не являлось правдой, то как минимум выглядело логичным. Сегодня мы наблюдаем, как последние полгода цены растут безумными темпами. Причем, валютные курсы более-менее стабильны, никаких новых налогов не вводится, не меняется ни НДС, ни налог с прибыли. Да, дорогой бензин. Но его цена тоже более-менее стабильна, как и стоимость электроэнергии. Так что сказать, что у бизнеса резко возросли какие-то расходы, затруднительно. Но цены растут.

Приведу пример последней моей покупки. Я человек, который носит бороду, пользуюсь триммером. На днях прихожу в магазин, выбираю подходящий триммер. Цена 1499 рублей. Много это или мало – другой вопрос. Товар и цена меня устроили, я его беру, подхожу к кассе, мне говорят - 1899 рублей. Идем разбираться к полке – на ценнике значится 1499 рублей. Кассир сканирует товар и объясняет, сегодня пришли новые расценки, мы не успели переписать цены. Отмечу, это была не другая партия товара, купленная у поставщика дороже. Товар на полке оставался тот же самый. Ничего не влияло на его цену. Просто в какой-то момент ритейлер подумал, а давайте этот триммер будет стоить сегодня не полторы тысячи, а 1900 рублей, и решили просто «переписать» цену.

Можно говорить, что спрос диктует предложение. И я не претендую на право продавца устанавливать цену. Речь о другом. Когда мы говорим цены высокие, то розничный продавец, как правило, кивает на производителя, а производитель на посредника и розницу. Возьмем сельхозпродукцию. Идея связать напрямую посредника и производителя, видимо должна убрать из торговой цепочки одно звено – посредника. Хорошо. Но почему бы в таком случае, не писать на ценниках составляющие стоимости товара? Цену производителя и розничного продавца. То есть сделать цепочку прозрачной. Возможно, на рост цен это и не повлияет, но наверняка покажет и покупателю, и чиновникам из министерств за счет чего цены идут вверх. Ну и, как минимум, сократит жульнические акции и скидки.

Например, молоко «Бежин луг», наше местное, тульское. Берем ценник и пишем, что стоимость молока, за которую молочный тульский комбинат его продал, 50 рублей за литр. Магазин реализует его по 90 рублей. То есть наценка – 40. Завтра мы пришли и видим, молоко стоит 100 рублей. И на ценнике указано, кто повысил стоимость – производитель, посредник или магазин.

Другой пример: у нас вТуле есть крупный гипермаркет. В нем батон Болоховского хлебозавода стоит 23 рубля. Этот же самый батон этого же самого хлебозавода в сетевом магазине стоит 43 рубля. Разница в два раза. Я далек от мысли что хлебозавод Болоховский продает этот батон гипермаркету себе в убыток. Значит если он продается в рознице по 23 рубля, то его стоимость точно не больше. То есть другой розничный продавец просто повышает наценку. И эта наценка составляет 200%. Да, гипермаркет, наверно, закупает большие партии. Но и магазин данной сети в Тульской области не один. При оптовых закупках для всей сети партии могут оказаться и больше. Поэтому давайте будем писать на ценниках отпускную цену производителя. Тогда многие вещи в ценообразовании станут, как минимум, понятными.

Регулировать все цены государство сейчас не может. Это был бы переход от рыночной экономики к плановой. Хотя, на мой взгляд, ничего плохого в ней нет. Главное, как планировать. Но регулировать наценки, мне кажется, государство не только может, но и должно. По крайней мере до тех пор, пока интересы бизнеса и граждан перестанут находиться в параллельных реальностях.

prodavschica sovetskaya

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Цена или наценка: что тянет вверх стоимость товаров?
banner-cik-min Цена или наценка: что тянет вверх стоимость товаров?
banner-rfsv-min Цена или наценка: что тянет вверх стоимость товаров?
expert-min-2 Цена или наценка: что тянет вверх стоимость товаров?
partners 6
eac_NW-min Цена или наценка: что тянет вверх стоимость товаров?
insomar-min-3 Цена или наценка: что тянет вверх стоимость товаров?
indexlc-logo-min Цена или наценка: что тянет вверх стоимость товаров?
rapc-banner Цена или наценка: что тянет вверх стоимость товаров?