Председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП
17.12.2021

Зазвучат ли громче новые хиты внутреннего туризма

 

Председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов – о палитре мер, помимо кешбэка, которые государство использует для субсидирования спроса на внутренний туризм и важности принятия туристическим бизнесом креативных решений.

Бытует распространенная точка зрения, что в период пандемии коронавируса спрос на внутренний туризм автоматически резко вырос ввиду закрытых границ, и буквально все туристические предложения были нарасхват. На самом деле это далеко не соответствует действительности. В 2020 году действительно произошел резкий спад туристической активности, в том числе, внутри страны. Цифры официальных данных свидетельствуют о том, что практически во всех регионах по итогам 2020 года наблюдался спад, и только некоторые регионы, прежде всего, это курортные территории – Крым, Краснодарский край, смогли если не увеличить оборот, то, по крайней мере сохранить его на доковидном уровне.

Некоторый рост, повторюсь, наблюдался только в отдельных регионах. Например, летним туристическим хитом в 2020 году стал Дагестан. А зимним ярким хитом – Мурманская область, куда начали ездить за северным сиянием. Но по большому счету произошла гиперконцентрация туристического потока на очень ограниченном числе направлений. Меры поддержки внутреннего туризма в 2020 году ограничивались только туристическим кешбэком по внутренним чартерам, потому что нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» в реальности заработал только в 2021 году.

Происходящие процессы можно охарактеризовать таким образом, что в сфере пляжного отдыха произошло некоторое замещение, перенаправление потока, традиционно уходившего за границу, внутрь страны. А вот в части культурно-познавательных путешествий, несмотря на появление нескольких новых хитов, которые раньше были совершенно не раскручены. В целом здесь можно говорить о Северном Кавказе, в 2020 году – Дагестан, в 2021 году – Северная Осетия. 

Только в 2021 году произошло некоторое восстановление и начался рост туризма внутри страны. С одной стороны, этому способствовало туристическое импортозамещение, появление новых идей, туров, туристических брендов, которые вышли на рынок и заявили о себе. А с другой стороны, сработали меры поддержки, которые, прежде всего, связаны с нацпроектом «Туризм и индустрия гостеприимства». В 2021 году мы наблюдаем уже целую палитру мер, которые государство использует для субсидирования спроса и поддержки предложений на рынке внутреннего туризма.

В 2021 году заработала корпорация «Туризм.РФ», которая должна поддержать бюджетными вложениями новые инвестиционные проекты, связанные со строительством гостиниц, развитием туристической инфраструктуры. Но пока речь идет только о выборе этих поддерживаемых проектов. Говорить о том, что они уже реализуются, еще рано.

В 2020 году туристический кешбэк оказался недовостребован, в то время он еще не был раскручен. И существовавшие на тот момент у жителей страхи относительно активных путешествий по большому счету не позволяли даже с учетом такого значительного 25%-го дисконта покупать предлагаемые туры. В 2021 году мы наблюдаем другую историю, когда сезон туристического кешбэка, который предполагал осенние поездки, закончился тем, что до 10 сентября, раньше срока, была выбрана та сумма, которая была предусмотрена государством на поддержку.

Подозреваю, что то же самое может происходить и в 2022 году, с учетом тех средств, которые начинают сейчас распределяться. Хотя некоторым сдерживающим фактором здесь являются страхи, вызванные очередной волной распространения коронавирусной инфекции. Но, рискну предположить, что они не очень сильны, и не большое влияние оказывают на принятие решений о путешествиях. А вот риск закрытия границ в связи с распространением штамма омикрон – достаточно существенный.

Поэтому весьма вероятно, что в начале 2022 года сложится ситуация, когда объем внешнего предложения, то есть поездок за пределы страны, реально сократится. Некоторые страны вновь окажутся закрыты, даже из числа тех, которые открыты сейчас. По всей вероятности, это приведет к росту импортозамещения в сфере туризма, и часть людей, с учетом кешбэка, готовы будут готовы путешествовать по территории нашей страны.

В 2021 году мы наблюдали целый ряд мер господдержки. Среди них – внутренний чартер, когда по некоторым направлениям у людей появилась возможность приобретения недорогих пакетных туров и осуществления авиаперелетов чартерными рейсами. Например, на Байкал, в Хакасию, на Алтай, Камчатку. Это серьезно сбило цены на этих направлениях в том числе и на регулярные рейсы. Это позволило республике Алтай, которая раньше рассматривалась в качестве региона труднодоступного, в который дорого и логистически сложно добраться на отдых, тоже стать новой и очень востребованной туристической территорией.

Хотя надо сказать, что не по всем направлениям этим внутренним чартерам удалось раскрутиться. Было достаточно много случаев, когда, несмотря на весьма комфортные цены, места в этих чартерах не заполнялись. Скорее всего, это было связано с дефицитом продвижения. И может быть в 2022 году, особенно в сезон, о такой программе поддержки многие узнают.

В 2020 году впервые был проведен конкурс поддержки инициатив предпринимателей и НКО, связанных с развитием внутреннего туризма. Были разыграны гранты, и фактически они были выплачены, (в пределах трех миллионов рублей на один проект), только в 2021 году. Поэтому эффект от них мы частично уже видим. Например, большое количество грантов было направлено на то, чтобы создать инфраструктуру глэмпингов – легких сборно-разборных конструкций. В одних случаях мы наблюдали ситуацию, когда такие новые для нашей страны формы размещения туристов оказались вовремя введены в эксплуатацию, прошли активный летний сезон и оказались востребованы. Но мы видим и проекты, которые, к сожалению, оказались не совсем продуктивным вложением средств. Есть немало точек, где эти глэмпинги оказались пока пустыми, простаивающими даже в пик сезона. И мы это наблюдали в различных поездках.

Возможно, мы слишком зауживаем те формы бюджетной поддержки, которые в рамках конкурсов выделяются в приоритет. Например, в прошлом году это были глэмпинги, создание IT-продуктов, мобильных приложений, покупка автотранспортных средств и водного транспорта для организации экскурсионных программ. В этом году следующий раунд субсидий , которые будут выделяться из федерального бюджета, направлены на то, чтобы поддержать, к примеру, автокемпинги, туристическую навигацию, инфраструктуру в центрах достаточно крупных городов.

Возможно, было бы целесообразнее выделить гораздо более широкий спектр таких форм поддержки и не концентрировать усилия только на том, чтобы в один год создать глэмпинги, а в другой – автокемпинги. Может быть, следует дать возможность более креативно подходить к тем услугам, которые предлагаются на рынке внутреннего туризма? И они могут быть поддержаны на уровне государства.

 

turizm

 
Партнеры
politgen-min-6 Зазвучат ли громче новые хиты внутреннего туризма
banner-cik-min Зазвучат ли громче новые хиты внутреннего туризма
banner-rfsv-min Зазвучат ли громче новые хиты внутреннего туризма
expert-min-2 Зазвучат ли громче новые хиты внутреннего туризма
partners 6
eac_NW-min Зазвучат ли громче новые хиты внутреннего туризма
insomar-min-3 Зазвучат ли громче новые хиты внутреннего туризма
indexlc-logo-min Зазвучат ли громче новые хиты внутреннего туризма
rapc-banner Зазвучат ли громче новые хиты внутреннего туризма