Политолог, эксперт Центра ПРИСП
04.02.2022

Модернизация МСУ в системе российской публичной власти

 

В Госдуме прошло первое чтение законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Свои предложения 19 января в парламент отправил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Комиссия Совета по развитию институтов гражданского общества на расширенном заседании рассмотрела законопроект, уделив внимание тому, как скажутся предлагаемые нормы на правах человека

Ответственный секретарь Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), президент Центра ПРИСП Александр Точенов высказал актуальные инициативы по выстраиванию одноуровневой системы местного самоуправления. Тема стала поводом для дискуссии. Своим мнением уже поделились эксперты Алексей Игнатов, Олег Иванов и Виктор Полянский.

Свое видение ситуации выразил политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов

Законопроект о местном самоуправлении будет рассмотрен Госдумой в марте во втором чтении. Пока же, как говорят сами авторы законопроекта, обсуждаются, в основном, вопросы изменения полномочий региональных властей и местного самоуправления.

Оказалось, что поворотной точкой в развитии дискуссии о местной власти стало даже не предстоящее сокращение числа муниципальных образований, которых в России около 20 тысяч, а переформатирование двухуровневой системы муниципальной власти на одноуровневую. Помимо прочего, это значит, что должна исчезнуть причина того частого системного сбоя, когда администрация региона перекладывает ответственность на муниципалитет, а у того в принципе нет ни бюджета, ни полномочий для реализации решений

Надо сказать, что построением системы публичной власти парламент занялся скрупулезно и обстоятельно. Можно вспомнить, как другие некоторые законы принимались в самые короткие сроки и потому были заведомо обречены на поправки. Закон же о местной власти — непосредственная реализация соответствующих изменений в Конституции в 2020 году — начнет действовать только с 1 января 2023 года. Более того, период до 2028-го будет считаться переходным.

Обычные граждане, избиратели в системе публичной власти не сразу заметят изменения. Дело не только в длительном переходном периоде. Не секрет, что муниципальные депутаты далеко не всегда участвуют в повседневной жизни своих избирателей. Во многих регионах, за исключением той же Москвы, в которой муниципальных депутатов более 1700 человек, которых я рассматривал у себя в проекте, муниципальные депутаты оставались данью политической традиции. Итогом модернизации станет то, что местные власти автоматически включатся в работу над развитием вверенной им территории, поскольку с реформой у них появится ответственность за полномочия. Это значит, что им придется по-настоящему заняться защитой интересов своих избирателей. Иначе эти избиратели станут чужими.

На данный момент в регионах, как правило, глава муниципалитета и муниципальный депутат являются скорее обременением, чем привилегией. Принятие закона о МСУ должно осуществить большую перезагрузку всей системы. Муниципальные власти станут частью единой системы публичной власти, а их деятельность получит большую продуктивность и осмысленность. Более того, у них появится нормальное взаимодействие с другими ветвями власти.

Что вряд ли принципиально изменится, так это механизм так называемого муниципального фильтра, через который проходят кандидаты в губернаторы. Для участия в выборах им необходимо собрать 5-10% подписей муниципальных депутатов в свою поддержку. Объективных причин для отмены этого механизма, уже 10 лет вычищающего электоральные процессы от криминала и городских сумасшедших, нет.

В любом случае, реформа местного самоуправления станет примером модернизации той части государственной власти, весьма громоздкой и не всегда осмысленной, которая сейчас в двойственном положении. С одной стороны, ее не может не быть, с другой — ее существование мало влияет на благополучие людей. Реформа в рамках реализаций изменений в Конституции в реальном времени становится примером развития государства, а за ним и общества — без катаклизмов и исторических переломов.

gosduma

 

 
Партнеры
politgen-min-6  Модернизация МСУ в системе российской публичной власти
banner-cik-min  Модернизация МСУ в системе российской публичной власти
banner-rfsv-min  Модернизация МСУ в системе российской публичной власти
expert-min-2  Модернизация МСУ в системе российской публичной власти
partners 6
eac_NW-min  Модернизация МСУ в системе российской публичной власти
insomar-min-3  Модернизация МСУ в системе российской публичной власти
indexlc-logo-min  Модернизация МСУ в системе российской публичной власти
rapc-banner  Модернизация МСУ в системе российской публичной власти