Система оценки рисков должна работать на федеральном уровне
Власти Хабаровского края создали мониторинговый центр, который будет оценивать риски для реализации инвестиционных проектов в непростой экономической ситуации, складывающейся из-за санкций.
Понятно, что сейчас реализация серьезных инвестиционных проектов, связанных с поставками зарубежного технологического оборудования, действительно зависает, комментирует инициативу хабаровских властей политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Андрей Кудисов.
Сейчас непонятно, кто и как из контрагентов наших предпринимателей или государственных структур будет исполнять свои обязательства. И будет ли вообще. Но когда уже заключенные договоры не работают, задачи все равно решать надо. И идея мониторинга правильная. Только, на мой взгляд, она должна работать не только в кризисных ситуациях, сравнимых с нынешней.
Вспомните осень прошлого года, когда из-за пандемии коронавируса в портах Дальнего Востока начались проблемы с грузами, недопоставка этих грузов, в том числе социально значимых, в дальневосточные регионы. Если бы уже тогда работала такая система, и фиксировалось, что по этому направлению у нас идет перегрев, недогруз и прочее, можно было бы балансировать, чтобы все попадало туда, куда надо, и вовремя. Пусть даже в незапланированных до кризиса объемах, а хотя бы в тех, которые позволяли поддерживать работоспособность отраслей, зависящих от этих поставок, не допуская простоев.
На самом деле, логика подсказывает, что мы возвращаемся если не к советскому Госплану, то к чему-то похожему - к неким центрам анализа ситуации и планирования, исходя из того, что мы на сегодняшний день имеем, а также к оперативной корректировки этих планов.
В строительстве есть понятие сетевого графика. Пришло оно из ракетостроения. Это система плановых мероприятий, которая при любом стечении обстоятельств, при любых логистических, технологических и других нарушениях ведет к тому, что к заданному сроку нужный продукт появляется на рынке. Вот такое сетевое планирование, предусматривающее различное развитие событий, резервные варианты, которые бы в любом случае обеспечивали достижение необходимого результата, думаю, было бы логичным ввести на федеральном уровне. Если у Хабаровского края будет такая система, но ее не будет в Приморье, то эффект окажется минимальным. Если Хабаровск зависит от тех грузов, которые по морю поступают в приморские порты, то мониторинг должен распространяться на два региона, а по большому счету на всю страну.