Политолог, эксперт центра ПРИСП
13.09.2018

Эксперты о наболевшем: в ОПРФ подвели итоги ЕДГ

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев - о прошедшем в Общественной палате РФ круглом столе на тему электоральных процессов в современной России.

12 сентября 2018 г. в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол на тему «Электоральные процессы в современной России: итоги Единого дня голосования 2018 г.»
В рамках мероприятия прошло обсуждение следующих вопросов:
- реформирование избирательного законодательства;
- Интернет-технологии в избирательных кампаниях;
- общественное наблюдение в избирательной кампании 2018 г.;
- итоги ЕДГ-2018 и повестка на 2019 г.

В число гостей круглого стола вошли представители ЦИК РФ и региональных избирательных комиссий, депутаты Государственной Думы, политологи и политтехнологи.
В качестве модераторов мероприятия выступили руководитель рабочей группы ОП РФ по мониторингу реализации избирательных прав граждан Александр Точенов и заместитель председателя комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константин Комков.
По оценке секретаря Центральной избирательной комиссии РФ Майи Гришиной, основную роль в развитии избирательного законодательства в последние годы сыграли новеллы, связанные с проектом «Мобильный избиратель» и внедрением общественного наблюдения. Отмечая специфику развития общественного наблюдения, эксперт указала, что в ряде регионов соответствующие институты были созданы в опережающем порядке.
Гришина обратила внимание на то, что идея создания Избирательного кодекса не нова: дискуссия вокруг нее ведется с 1994 года. В настоящее время избирательное законодательство представляет собой скорее комплекс ограничительных мер. Его приоритет – это защита конституционных прав граждан. Однако Избирательный кодекс неизбежно будет иметь иной характер. По своей природе он обязан носить преимущественно регулятивный характер. Также было отмечено, что избирательное законодательство в ближайшие годы должно стать более четким и понятным.
Затронув тему развития «Мобильного избирателя», Гришина сообщила присутствующим, что ЦИК прорабатывает вопрос о расширении практики голосования не по месту пребывания. С этой целью предполагается создать в рамках регионов особые избирательные участки. Реализация этой меры, однако, потребует решить сложную задачу налаживания горизонтальных связей между региональными избиркомами.
По словам эксперта, руководство ЦИК осознает недостатки в работе муниципального фильтра. Он так и не сыграл роль инструмента мобилизации партий на муниципальном уровне. Варианты решения проблемы обсуждаются.
Оценивая практику ограничения агитации, Майя Гришина отметила, что существующая система норм задает участникам избирательных кампаний весьма жесткие рамки. Однако на практике они чаще всего находят пути обхода наложенных законодателем ограничений. Эксперт подчеркнула, что попытки введения тотальных запретов бесперспективны. Накопленная правоприменительная практика нуждается в обобщении. Ее опыт должен стать фундаментом для реформирования соответствующих разделов законодательства.

Депутат Госдумы Виктор Карамышев подчеркнул, что усовершенствование избирательного законодательства должно протекать в рамках решения двух задач. Во-первых, необходимо и дальше повышать доверие граждан к избирательной системе и результатам выборов. Во-вторых, следует сделать процедуру голосования максимально удобной для избирателя. Решить первую задачу можно путем расширения и совершенствования практики общественного наблюдения. Опыт последнего ЕДГ показал эффективность этого института. Впервые за долгое время все парламентские фракции довольны тем, как прошли выборы. При этом многие партии ограничили присутствие своих наблюдателей на избирательных участках. Это стало возможным благодаря высокому уровню доверия к общественным наблюдателям.
По мнению Виктора Карамышева, опыт создания удаленных участков в Москве можно использовать в общероссийских масштабах. Также стоит на повестке дня вопрос об организации голосования граждан, проживающих вдали от места постоянной регистрации. Технические возможности для организации этой процедуры уже имеются. Депутат выразил большую надежду на успех проекта по созданию Избирательного кодекса. По словам Карамышева, это позволило бы унифицировать требования к выборам разных уровней. Как результат, электоральные процедуры должны стать более понятными и прозрачными.

Председатель избирательной комиссии Ярославской области Олег Захаров высказал мнение, что развитие общественного наблюдения на выборах ограничивается не наличием или отсутствием законодательных норм. Ключевую роль здесь играет наличие системы горизонтальных связей между комиссиями и общественными организациями. Большое значение имеет и степень развития сети общественных палат. Например, в Ярославской области муниципальные палаты имеются в каждом муниципальном районе. Сравнивая работу общественных наблюдателей и их коллег, представляющих конкретного кандидата или партию, председатель ярославского облизбиркома обратил внимание на ангажированность вторых (пусть зачастую и неосознанную). Эксперт также критически отозвался о стандартах наблюдения, которые, по его оценке, во многом носят архаичный характер.
Научный руководитель Центра общественно-политических проектов и коммуникаций Сергей Заславский выделил в качестве ключевых две новеллы избирательного законодательства:
1) внедрение системы «Мобильный избиратель» на региональных выборах;
2) «упреждающее» развертывание института общественного наблюдения на уровне отдельных субъектов федерации.
По мнению эксперта, прошедшие выборы носили более прозрачный характер. Уровень технологичности электоральных кампаний вырос. Заславский также подчеркнул, что широкое привлечение общественных наблюдателей позволило обеспечить эффективный контроль почти на всех избирательных участках.
Председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин отметил, что за последние 6 лет существенно снизилось количество фальсификаций на выборах, в первую очередь – на уровне федеральных и региональных кампаний. Эксперт связывает это с позицией, занятой Администраций Президента. Сокращение числа нарушений, по мнению Бузина, нельзя объяснить обновлением кадров избирательных комиссий. Ими зачастую руководят люди, в предшествовавший период допускавшие массовые фальсификации. Председатели избиркомов, по мнению Бузина, - это не организаторы, а исполнители искажения результатов выборов. Одновременно эксперт акцентировал внимание на том, что до отдельных регионов сигнал из центра так и не дошел.
Как считает эксперт, в ближайшем будущем можно ожидать смену электоральных трендов. По его мнению, выборы мэра Москвы прошли в условиях беспрецедентно широкого использования административного ресурса. Эта кампания сыграет роль эталонной модели и в дальнейшем будет воспроизведена на уровне прочих регионов.
Развитие института общественных наблюдателей Андрей Бузин оценил как ответную реакцию граждан на неэффективность государства в данной сфере.
Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод был солидарен с коллегами в оценке успехов общественных наблюдателей. В то же время было отмечено, что представители Красноярского края сравнительно слабо включились в работу над системой мониторинга и наблюдения за выборами.
Проведение второго тура губернаторских выборов в 4-х регионах, указал Брод, свидетельствует о снижении использования административного ресурса. Правоохранительные органы стали более оперативно и грамотно реагировать на заявления о фальсификациях. Параллельно участились случаи появления т.н. «фейк-ньюс». Ситуацию осложняет то, что разоблачающая их информация зачастую не доводится до общественности. Завершая свое выступление, эксперт предложил ЦИК принять меры по созданию Общественного совета.
Своим мнение о прошедшем ЕДГ с коллегами поделилась и вице-президент РАПК Татьяна Лушникова. Она выразила благодарность ЦИК за создание единого реестра избирателей. Был также отмечен рост внимания ЦИК к случаям применения административного ресурса. Эксперт продемонстрировала солидарность с коллегами в оценке «партийных» наблюдателей. Последние зачастую проявляют необъективность и потому уступают «общественникам». Лушникова поддержала идею создания Избирательного кодекса, подчеркнув, что электоральному законодательству нужно «придать второе дыхание». Даже если инициатива по созданию кодекса в итоге будет отклонена, должны быть внесены масштабные коррективы в закон о гарантиях основных избирательных прав.
Эксперт выразила пожелание увидеть в кодексе нормы, унифицирующие размер избирательных фондов. Очевидно необходима и конкретизация форм предвыборной агитации в виде исчерпывающего перечня. Практика экстерриториального голосования требует наделить избиркомы правом действовать на территории других субъектов (или заключать соглашения с местными комиссиями).
Использование муниципального фильтра, по мнению Лушниковой, не оправдало надежд его создателей. Личные, меркантильные интересы возобладали над партийной дисциплиной почти повсеместно. В связи с этим необходимо преобразовать соответствующую норму закона, дав возможность выдвигаться без сбора подписей кандидатам от партий, сумевших получить соответствующее количество мандатов на муниципальных выборах.
С целью совершенствования «Мобильного избирателя» эксперт предложила использовать сервис «Госуслуги», создав на его базе единый виртуальный участок.
Константин Комков обратил внимание собравшихся на то, что уже в настоящее время в региональных заксобраниях рассматривается 31 законопроект, связанный с электоральной тематикой. В число ключевых вопросов, вынесенных на обсуждение, входят размер избирательных фондов, регламентация дебатов, проблема самоустранения СМИ от их проведения ограничения, действующие при создании агитационных материалов. Обсуждения этих и иных законодательных инициатив планируется развернуть на площадке общественных палат. Выработать оптимальные решения по обозначенным проблемам необходимо до начала нового электорального цикла.
Председатель Совета директоров «Никколо М» Игорь Минтусов в своем выступлении достаточно резко отозвался о развитии избирательной системы за последние годы. По его оценке, она деградировала с точки зрения норм демократии. Муниципальный фильтр эксперт оценил как инструмент, созданный правящей партией для того, чтобы легально «отсекать» от выборов сильных оппозиционных кандидатов. Использование административного ресурса (в большинстве случаев) Минтусов приравнял к нарушению ст. 141 и 142 УК РФ.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов посчитал, что в ходе кампании 2018 г. система показала гибкость, способность адаптироваться к новым условиям. Протестные настроения были отчасти артикулированы и канализированы посредством голосования, что снизило градус напряженности в ходе массовых протестов. Полученный опыт указывает на то, что необходимо усилить адаптивность политической системы, создавая «точки ответственности» внутри оппозиции. Следует реанимировать тактику создания «коалиций развития», действующих, желательно, на постоянной основе. Политика должна проводиться в регулярной форме. Планку муниципального фильтра, по мнению Орлова, нужно снизить хотя бы до 3%, поскольку в нынешнем виде он выполняет функцию инструмента, дестимулирующего политическую активность.
Характеризуя ход кампании 2018 г., член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов акцентировал внимание на двух взаимосвязанных тенденциях – снижении числа реальных фальсификаций и увеличению количества фейковых сообщений о якобы имевших место нарушениях. Эксперт положительно оценил законодательную базу общественного наблюдения, но одновременно указал на необходимость ее расширения. Также Шаповалов указал на наличие угрозы для партийной системы России. По его мнению, в течение предшествующих электоральных циклов многие партии успели «расслабиться». Результатом этого стало снижение их способности адекватно реагировать на обострение социальной повестки.
Директор экспертной группы «PiteR» Александр Серавин согласился с мнением коллег относительно высокой эффективности проекта «Мобильный избиратель». Одновременно он отметил необходимость развития соответствующих инициатив, в особенности – в отношении жителей городских агломераций. По мнению эксперта, в интерфейс сайта «Госуслуги» следует внедрить новую вкладку – «Ваш УИК». Следующим шагом должно стать внедрение практики дистанционного голосования. Однако в этом случае не совсем понятно, как технически можно обеспечить анонимность процедуры.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов в своем выступлении подчеркнул, что любая реформа – это конфликт. Для его решения необходимо создавать соответствующие механизмы и площадки. Накануне выборов «Единая Россия» не сумела решить эту задачу. «Партия власти» не проиграла выборы, но социальная напряженность, порожденная планами повысить пенсионный возраст, никуда не исчезла. Поэтому, для обеспечения стабильности политической системы, инструменты решения конфликта нужно оперативно создавать уже после выборов.
Директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин высказался в пользу того, что борьба за отмену муниципального фильтра на современном этапе лишена смысла. Неудобные для власти кандидаты отсекаются на более ранней стадии процесса, за счет заключения межэлитных договоренностей.
Также эксперт обратил внимание на растущей нерепрезентативности данных экзитполов. В качестве причин этого Салин указал разрушение «спирали молчания» и рост масштабов «электорального популизма».
В целом можно отметить, что большинство участников дискуссии проявили солидарность в следующих вопросов:
- необходимость расширения и повышения качества общественного наблюдения на выборах;
- потребность в унификации и упрощении законодательства, регулирующего выборы разных уровней;
- неадекватность муниципального фильтра в нынешнем виде поставленным перед ним задачам, необходимость ослабления или преобразования данного показателя;
- потребность в дальнейшем развитии экстерриториального голосования посредством сервиса «Госуслуги», расширения прав избирательных комиссий и укрепления горизонтальных связей между ними.

Секретарь ЦИК Майя Гришина и заместитель секретаря ОПРФ Александр Точенов

 AST Grishina KS OPRF

 
Партнеры
politgen-min-6 Эксперты о наболевшем: в ОПРФ подвели итоги ЕДГ
banner-cik-min Эксперты о наболевшем: в ОПРФ подвели итоги ЕДГ
banner-rfsv-min Эксперты о наболевшем: в ОПРФ подвели итоги ЕДГ
expert-min-2 Эксперты о наболевшем: в ОПРФ подвели итоги ЕДГ
partners 6
eac_NW-min Эксперты о наболевшем: в ОПРФ подвели итоги ЕДГ
insomar-min-3 Эксперты о наболевшем: в ОПРФ подвели итоги ЕДГ
indexlc-logo-min Эксперты о наболевшем: в ОПРФ подвели итоги ЕДГ
rapc-banner Эксперты о наболевшем: в ОПРФ подвели итоги ЕДГ