Автор проекта PROСЛОВО, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, эксперт Центра ПРИСП
25.11.2018

Дни Арктики в Москве: проблемы и перспективы

 

Автор проекта PROСЛОВО, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Денис Дворников рассказывает, что на исходе ноября в преддверии календарной зимы в Москву пришли Дни Арктики – федеральный форум, который привлек внимание экспертов, любителей этно-искусства, представителей государственных и бизнес структур.

«…Считаю нужным использовать интеллектуальный и творческий потенциал таких авторитетных экспертных площадок, как Федеральный арктический форум. Его традиционно отличает насыщенная программа, детальное обсуждение актуальных вопросов арктической повестки и, конечно, профессиональный, деловой подход участников» - задал высокую планку Владимир Путин в своем приветственном послании участникам и организаторам форума.

Помимо президента России свои послания и приветствия многочисленным участникам мероприятия направили также министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу, министр экономического развития Максим Орешкин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. В форуме активно участвовали профильные министерства, был представлен северный губернаторский корпус. Именно молодые приарктические губернаторы вместе с бывшим коллегой – министром Дмитрием Кобылкиным лидировали в дискуссиях.

Руководство страны и бизнес сегодня пристально всматриваются в бескрайние северные широты. Одно рабочее место в Арктике создает еще 14 в разных регионах России, на каждый рубль государственных денег, направляемый на развитие арктических территорий, привлекается от 10 до 12 рублей от частных инвесторов. Уже сейчас ведется 11 крупных инвестиционных мегапроектов. Один из них – строительство завода СПГ на Ямале. Этот проект загружает заказами 55 регионов России, создает десятки тысяч рабочих мест по всей стране.

Безусловно, одной из основных тем деловой программы форума стала экология. Каждый из приполярных регионов стремится внести вклад в ликвидацию накопленного ущерба. Советский период, помимо выдающихся научно-технических достижений, к сожалению, оставил глубокий и грязный след на полярной ледяной коре. Шаг за шагом проблема решается, существуют технологии на ближайшие несколько лет, которые позволят полностью освободить отдельные территории и заброшенные производственные зоны от бочек и технологического хлама.

Крайне активно включились в эту работу волонтеры. Добровольцы, в том числе представители десятков стран мира, в буквальном смысле стоят в очередь, чтобы поучаствовать в вахтах эко-отрядов. Именно так был полностью очищен от отходов остров Белый, готовится наведение порядка вокруг бывшего Харасавэйского месторождения. Силами волонтеров с Земли Франца Иосифа было вывезено и утилизировано несколько десятков тысяч тонн мусора.

Несмотря на очевидные экономические трудности, бизнес также постепенно переходит на «зеленые» рельсы. Это не всегда можно заметить на фоне серой картины, которая складывалась десятилетиями. Например, «Норильский никель» - компания, которая дежурно «огребает» на многих международных экологических площадках, смогла закрыть один из своих старых заводов и одним этим решением избавила приарктический воздух от 340 тысяч тонн выбросов в год. Плавка металла переводится на гидротехнологии, которые дают нулевое загрязнение воздуха. Также внедряется серо-утилизационная система, которые ликвидирует две трети выбросов диоксида серы.

С одной стороны, совершенно понятно, что общественное давление играет стимулирующую роль в этих процессах, но с другой, необходимо признать, что тема загрязнений не может рассматриваться исключительно в черно-белом формате, когда есть хорошие экологи и плохие промышленники. Резкое закрытие заводов – это гарантированная социальная катастрофа, которая накроет обширный регион, разорит малый и средний бизнес, который и без того растет у самой земли, как мох на скупой почве Кольской тундры.

Колоссальную работу провел Мурманский морской торговый порт, который всего за два года смог снизить пыление угольной пыли при перевалке и складировании в четыре раза. Шестиметровые стены, водяные завесы, орошение прилегающих дорог и зон погрузки, внедрение самых современных технологий помогли сделать порт настоящим флагманом Северного морского пути.

Кстати, тема развития СМП также стала одной из стержневых в обсуждении. Поставлена вполне четкая задача - разогнать грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн. тонн в год к 2024 году. Совершенно очевидно, что это предполагает колоссальные инвестиции в логистику, инфраструктуру, социальную сферу.
«Дни Арктики в Москве» и его деловые площадки помогли взглянуть на картину развития российской Арктики трехмерно.

Конечно, одним из важнейших измерений мероприятия стало культурное. Программа включала большое число кинопоказов, выставок, выступлений артистов, включая завораживающее пение и танцы ненецкой группы «Вы’сей». Интересный проект состоялся на катке в парке «Красная Пресня», где возник необычный синтез фигурного катания и звучания армянского дудука. Подобные вкрапления еще раз подчеркнули международное и межкультурное значение арктической темы в 21 веке. 

 arktika medvedi

 
Партнеры
partners_1 Дни Арктики в Москве: проблемы и перспективы
banner-cik-min Дни Арктики в Москве: проблемы и перспективы
banner-rfsv-min Дни Арктики в Москве: проблемы и перспективы
partners_5 Дни Арктики в Москве: проблемы и перспективы
partners 6
partners_8 Дни Арктики в Москве: проблемы и перспективы
insomar-logo Дни Арктики в Москве: проблемы и перспективы
indexlc-logo-min Дни Арктики в Москве: проблемы и перспективы
rapc-banner Дни Арктики в Москве: проблемы и перспективы