В России появится карта локальных культурных брендов
В Общественной палате РФ прошла экспертная сессия «Формирование национальной карты локальных брендов», на котором представили проект «Живое наследие: создание российской карты локальных культурных брендов», реализуемый при грантовой поддержке Фонда президентских грантов. В рамках проекта пройдут интерактивные семинары, общественные дискуссии, проектные сессии в малых городах и исторических поселениях, будет сформирован календарь культурных событий, проведен Российский фестиваль локальных культурных брендов «Живое наследие» и встречи с деловым сообществом потенциальных инвесторов в Москве и регионах.
Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов с сожалением отметил ограничения для продвижения локального колорита.
Значительную часть культурного наследия России составляют объекты, практики и ремесла, локализованные на местном уровне. Именно они несут культурный код территории, “аромат места”, в условиях интоксикации от массового потребления имеют потенциал повышенной привлекательности. При этом их продвижение замыкается на местном или максимум региональном уровне, в то время как современная информационная среда дает возможность глобального продвижения локального колорита и привлечения под это внешних ресурсов. “Бурановские бабушки”, коломенская пастила или гастрономический фестиваль в Териберке — яркие тому примеры.
Из-за отсутствия доступного и современного интерфейса продвижения локальных брендов такие примеры единичны и скорее случайны. «Культурное наследие сохраняется преимущественно за бюджетный счет, причем в виде музейных экспонатов, в то время как живая культура, воплощенная в деятельности местных жителей, оказывается неизвестной за пределами территории или просто утрачивается. В результате разрушаются культурные традиции, недоиспользуется потенциал экономики культурного наследия, внутреннего и въездного туризма.
Все знают пошехонский сыр, но мало кто знает город Пошехонье, в котором сыродельный завод давно закрыт, — если эта информация будет известна, то и инвестор возрождения традиций найдется. Сгоревший Дом-пуля в Иванове, находясь в федеральной собственности, получит шанс на восстановление, если бренд “ивановского конструктивизма” будет хорошо известен и понятен в Москве.
Механизмы выявления и продвижения уникальных культурных особенностей локальных территорий и привязанных к месту культурных объектов, услуг, событий крайне ограничены. В каталоги и электронные базы попадают обычно объекты, формально включенные в списки культурного наследия либо имеющие прямое коммерческое назначение, а также широко посещаемые туристами достопримечательности, — и это мало способствуют привлечению внимания к локальной культуре и ее востребованности.
Именно эти пробелы и призван восполнить проект «Живое наследие». Он подразумевает создание механизма выявления, позиционирования и продвижения уникальных культурных особенностей российских городов, поселков и сел (то есть культурный код места) и формирующих идентичность территории практик материальной и нематериальной культуры (локальные культурные бренды) с помощью интерактивной карты и краудсорсинговой платформы.
В ходе реализации проекта будет интегрирована и доведена до широкой аудитории информация об уникальных культурных практиках со всей территории страны, но в семи регионах с высокой емкостью туристического рынка, плотностью культурного слоя и максимальной поддержкой региональных и местных властей и иных акторов будет проведена интенсивная коммуникация, исследовательская, PR- и информационная работа по выявлению и продвижению локальных брендов.
Проект позволит вернуть к жизни многие локальные события, ремесла и культурные практики через их продвижение и популяризацию, привлечь внебюджетные инвестиции в сохранение и продвижение культурного наследия на местах.
Ранее опубликовано на https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/47785