Психолог-консультант, преподаватель РГГУ
05.08.2014

Евгения Коваленко - о диалогических формах преподавания истории

Существует давно сложившая форма работы с историческими фактами - их проверка по достоверным первоисточникам. И такие факты в форме знания мы сообщаем детям в образовательном процессе. Но все чаще люди стали обращаться к диалогическим формам общения с историей. Исторические события пытаются оживить, прожить, делая костюмированные реконструкции исторических событий. В рамках школьной программы нередко соотносят программы по истории, литературе и мхк (мировая художественная культура), чтобы наиболее полно дать преставление об исторической эпохе. Но кроме того, еще возможна форма исторического диалога.  Диалог предполагает равную включенность в процесс общения – в   нашем случае это дети с одной стороны и историческое событие с другой.  В процессе такого диалога дети не только узнают исторические факты,  прибавляют к ним свое отношения и аргументировано защищают собственную позицию, но кроме этого им приходить решать задачи , которые в реальной жизни перед ними не ставятся, она не имеет отношения к их современной жизни . Например, задача морально- нравственного  выбора.  Но эта задача была поставлена и решалась в исторических событиях, которые они изучают.  Примеряя на себя историческое событие дети практикуются в умениях , которые пригодятся им в современной жизни: умение аргументировать свою позицию, умении вести диалог, умение совершать нравственней поступки.

Возможна ли проектная деятельность в детском саду? Возможно ли задать для дошколят осмысленное участие в деятельности и обсуждении, планировать, какой будет результат, осуществлять рефлексию?

В мае 2014 на эти и другие вопросы стали совместно отвечать сотрудники Лаборатории проектных технологий в образовании МИРО и педагоги Центра образования №1811. Ответ на эти вопросы предполагал проектирование новых форм организации деятельности в образовательном учреждении.

Одним из таких образовательных проектов стал «Праздник 9 Мая», в котором дошкольники участвовали совместно с учениками 6-го класса. Такое объединение дошколят и шестиклассников стало возможным благодаря тому, что дошкольная и школьные ступени в Центре образования существуют в рамках единого образовательного пространства и шаговой доступности друг от друга.

При организации праздника ставилась задачу - сделать его осмысленным и неформальным как для дошкольников, так и для школьников. Для этого был организован просмотр близкого и понятного фильма «Девочка из города» (1986 г.) о судьбе маленькой девочки, у которой погибли родители. Было важно организовать коммуникацию между детьми - дошкольниками и школьниками, в ходе которой они бы учились высказывать свое отношение, слушать другого, осмыслять полученную информацию, думать про свои будущие поступки. Кульминационным событием образовательного проекта стала оценка детьми фрагмента фильма, в которой они были поставлены в ситуацию морального выбора, когда им необходимо было пережить, примерить на себя те события, в которых оказались дети и взрослые во время войны. Предполагали, что школьники выступят в качестве образца для дошколят, их позиция будет более взвешенной, осмысленной и продуманной.

Ученики 6-го класса совместно с детьми из подготовительной группы собрались в зале. Перед началом кинопросмотра была проведена общая установочная беседа. По сюжету фильма в многодетную семью, проживающую в деревне, попадает городская девочка, родители которой погибли. Девочку везут в тыл, в детский дом. В деревенском доме живет семья: мать, трое детей и дед. Заболевшую, замерзшую девочку они оставляют у себя, чтобы поправилась. Фильм остановили на том моменте, когда мать, сомневаясь, задает вопрос: «Оставить девочку или не оставлять?»

Детти понимают, что матери предстоит непростой выбор. Девочку, конечно, жалко. Но ведь в этой семье уже есть трое детей, им надо не навредить. В голове матери звучат разные голоса: одни - за то, чтобы оставить девочку, другие - чтобы отдать. Выбор обязательно должен быть сделан, а это очень непросто.

Всех детей разбили на две смешанные по возрасту команды: члены первой команды приводят аргументы в пользу того, чтобы оставить девочку, члены второй команды приводят аргументы в пользу того, чтобы отдать ее в детский дом. В этой ситуации и дошкольники, и школьники, возможно, впервые для себя оказались в ситуации нравственного морального выбора. Смогут ли в этой ситуации шестиклассники выступить в качестве образца для дошколят? Как ни странно, в этот момент исчезли возрастные различия, осталась только личная позиция. Мы заметили, что в этой ситуации дошкольники реагируют более эмоционально, так личностно включенно, как будто бы ситуация касалась лично их («Девочка должна остаться. Дети должны жить в семье», «Может, все-таки родители найдут девочку?»). Школьники были более склонны давать моральные оценки («Считаю, что отдать девочку в детский дом неправильно, там условия воспитания будут хуже», «Меня удивило, что многодетная семья приняла девочку. Во время войны и так мало еды»). Ситуация была напряженной и значимой и для школьников, и для дошкольников, оказалось, что они могут взаимно обогатить друг друга. Дошкольники показывают шестиклассникам значимость ситуации, ее эмоциональную насыщенность, школьники же демонстрируют малышам возможности логического анализа и осмысления ситуации.

Как же правильно поступить в этой ситуации? Взять девочку? А если будут голодать собственные дети? Отдать? А если она погибнет в детском доме? И нет готовых ответов, не у кого спросить, как правильно. Радует то, что большинство детей все-таки склонились к позиции оставить. Это показывает высокий уровень морально-нравственного развития детей. Как писала Анна Ахматова: «...У своего ребенка хлеб возьми, чтобы отдать его чужому». Каждый ли способен на это? Можем ли мы судить тех, кто к этому не готов? Эти и другие вопросы возникают после просмотра фильма и проведенной дискуссии.

У детей, возможно, впервые в жизни в ситуации коллективного обсуждения и столкновения разных позиций возникает свое личное отношение к войне: «Меня больше всего в этом фильме удивило то, с каким чувством люди в деревне переживали войну. В них нет страха, только надежда, что этот ужас войны скоро закончится». Для ребят появляется осмысленность праздника 9 Мая как воплощения надежды людей на будущее, на жизнь без войны.

Было ли описываемое событие образовательным проектом? Считаю, безусловно, да. Проект был организован взрослыми как сценирование - проживание праздника, при этом ребята - и дошкольники, и школьники - включались туда личностно и осмысленно, они стали наряду с героями фильма основными участниками события. Проходя через проблемную ситуацию морального выбора, они высказывали свою личную позицию, относились к позициям других участников и затем, после просмотра фильма, высказывали свое рефлексивное отношение к событию в целом. Шестиклассники в своих рефлексивных высказываниях говорили о том, насколько их впечатлило и поразило осмысленное и активное участие дошколят в проекте.

Проект «Праздник 9 Мая» был, с одной стороны, проектом педагогическим, задающим новые формы проектной деятельности в школе, с другой стороны, для шестиклассников стал образовательным проектом, позволяющим включаться и помогать дошкольникам осваивать формы коллективной работы и коммуникации. Для дошкольников проект был значимым событием и новым опытом. Подобные формы разновозрастного детско-взрослого проекта позволяют в более целостном и объемлющем виде осмыслять и проживать значимые события российской истории.

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
partners_1 Евгения Коваленко - о диалогических формах преподавания истории
banner-cik-min Евгения Коваленко - о диалогических формах преподавания истории
banner-rfsv-min Евгения Коваленко - о диалогических формах преподавания истории
partners_5 Евгения Коваленко - о диалогических формах преподавания истории
partners 6
partners_8 Евгения Коваленко - о диалогических формах преподавания истории
insomar-logo Евгения Коваленко - о диалогических формах преподавания истории
indexlc-logo-min Евгения Коваленко - о диалогических формах преподавания истории
rapc-banner Евгения Коваленко - о диалогических формах преподавания истории