oprf Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе
27.06.2018

Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе

 

Общественная палата РФ и общественные палаты регионов открыли серию мероприятий по обсуждению будущего пенсионной системы.

22 июня в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, посвященный будущему пенсионной системы в России. Круглый стол станет первым из серии мероприятий ОП РФ, направленных на сбор и систематизацию мнений экспертного сообщества относительно предложенного Правительством РФ законопроекта.

Одновременно общественные палаты субъектов Федерации запускают общественные слушания в своих регионах, результаты которых они направят в Общественную палату РФ. Экспертные заключения, собранные за время общественных слушаний в ОП РФ и регионах, лягут в основу нулевого чтения законопроекта, которое пройдет в ОП РФ в преддверии первого чтения в Государственной Думе. Предложения по итогам нулевого чтения будут направлены в Госдуму и Правительство РФ.

Напомним, что 14 июня в целях повышения пенсий и стабилизации Пенсионного фонда Правительство РФ предложило поднять возраст выхода на пенсию в России до 65 лет для мужчин и 63 — для женщин. Изменения в пенсионном законодательстве планируется проводить поэтапно, их воплощение предлагается начать уже с 2019 года. Для мужчин возраст выхода на пенсию в 65 лет наступит к 2028 году, для женщин в 63 года — в 2034 году. 

 

Валерий Фадеев, Секретарь Общественной палаты РФ:

«Понятно, что предложение правительства является частью объявленной Президентом стратегии борьбы с бедностью, повышения качества жизни граждан. Но также очевидно, что это только начало общественного обсуждения будущей пенсионной системы. Требуется проанализировать эффективность данного варианта, а также возможные альтернативные модели повышения пенсий. Это наше первое обсуждение, проблема сложная и глубокая и обсуждать мы ее будем не раз. Надо отнестись очень ответственно к этой задаче. Аспектов у нее очень много. Это проблема не бухгалтерская и даже не экономическая и не хозяйственная, это проблема социальная и даже политическая.

Опросы общественного мнения показывают, что 90 процентов опрашиваемых против повышения пенсионного возраста, что неудивительно. Кому же хочется добровольно соглашаться на такое решение? Обсуждения, которые мы проводим в регионах (например, мы только что вернулись с форума в Томске), показали, что у большинства коллег есть понимание сложностей этих задач, понимание, что с финансовой точки зрения пенсионный возраст нужно поднимать.

Важно, чтобы те решения, которые были приняты, пусть даже не самые приятные, чтобы они не вызывали масштабного раздражения и, тем более, социального напряжения. Решения должны быть такими, чтобы большинство граждан, по крайней мере, с пониманием к ним отнеслись.

Меня беспокоят некоторые высказывания и соображения со стороны исполнительной власти:«Мы лучше вас знаем, как тут надо действовать, мы тут все рассчитали, все придумали, как нам действовать. А вы принимайте, как есть». Это неправильно. И задача общественных палат и РФ, и регионов — провести конструктивное содержательное обсуждение тех предложений, которые дает исполнительная власть.

Главная тема, которая, как мне кажется, должна здесь звучать — это повышение уровня жизни людей, повышение доходов граждан старшего возраста. Это диктует правительство: „Давайте мы увеличим пенсионный возраст, у нас получится больший фонд на оставшихся пенсионеров, и пенсия будет расти“. Логично. Но как показывает наше предварительное обсуждение, есть и другие способы увеличения пенсионного фонда. Нужно об этом говорить.

Рынок труда — серьезная тема. Говорят, у нас сейчас дефицит на рынке труда, но раздаются другие голоса, и из правительства в том числе, что технический процесс и инновации приведут к избытку работников. Так какая версия правильная? Так будет избыток или дефицит на рынке труда? И где расчеты, под которыми стоят подписи серьезных людей? А не просто разговоры досужие — избыток или дефицит. Мы хотим это понимать. У нас нет ни прогноза рынка труда на пять, 10, 20 лет вперед, в том числе по профессиям, по секторам, по регионам. Мы не понимаем, что будут делать эти люди старшего возраста. Они найдут себе работу или нет? У нас нет технологии переобучения, и было высказано предложение о том, что надо создавать мощный сегмент в сфере образования по переобучению людей пожилого возраста.

Тема трудовой дискриминации по возрасту. Всякий может открыть объявления о приеме на работу и увидеть, как часто звучат ограничения по возрасту. Это незаконно. Какие меры будут приняты в части трудовой дискриминации?

У нас нет миграционной политики, потому что в одних регионах избыток трудовых ресурсов, а в других недостаток. Какой будет миграционная политика, чтобы люди имели возможность перемещаться по стране?

У нас не учитываются, не увязываются эти изменения пенсионного законодательства с демографической политикой. Не предлагается, например, возможность для женщин, имеющих много детей, раньше выходить на пенсию.

Огромный разрыв продолжительности жизни по регионам в нашей стране… …Надо это учитывать или нет?

Сегодня коллеги из сахалинской палаты провели пленарное заседание и приняли решение, что они не поддерживают законопроект. Возможно, жестковатое решение, но спасибо им, что они высказались так определенно. Но мы только начинаем обсуждения, которые продлятся до середины июля. Когда будут высказаны предложения по регионам, к принятию закона в первом чтении - к этому моменту мы должны быть готовы.

Много вопросов по негосударственным пенсионным фондам, по использованию денег самого Пенсионного фонда. Деньги Пенсионного фонда очень тяжело использовать на инвестиции. Это тоже сопряженная проблема — как увеличить пенсионные деньги. В конечном счете нам нужно выйти на решение той задачи, которую ставит Президент — денег у людей должно быть больше, пенсии больше, чтобы жизнь стала лучше. Вот главные задачи.

Очень много таких аспектов, которые затрагивают многочисленные сферы жизни людей, не только сам факт повышения пенсионного возраста. Позиция Общественной палаты — мы все это должны учитывать, мы должны серьезно разговаривать с гражданами страны, а не бухгалтерские цифры демонстрировать, насколько окупится бюджет и улучшится положение дел».

 

Александр Точенов, заместитель Секретаря ОП РФ:

«Мы направляли письма в регионы, чтобы они указали, какие необходимые меры нужно предпринять для проведения изменений в пенсионное законодательство и для выполнения майского указа.

На Сахалине приняли решение — направить законопроект на доработку. По их словам, в документе все написано чиновничьим языком, населению ничего не понятно. Когда мы научимся говорить с людьми доходчивым языком? Мы же не против, мы за, но комплексная работа должна быть, в том числе, разъяснительная».

 

Наталья Починок, председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов:

«В конце прошлого года мы провели опрос, как люди себя ощущают, какой уровень бедности у нас в стране. Этот опрос показал, что у нас есть две наиболее уязвимые категории граждан — это пенсионеры и семьи с маленькими детьми. После этого Президентом был предложен демографический пакет. Что же касается пенсионеров, каким образом обеспечить достойную пенсию? Каким образом снизить бедность пенсионеров? Каким образом защитить будущих пенсионеров, мы обсуждаем это только сейчас. Это законопроект не решает всех тех вопросов, которые стоят на повестке дня. Он делает лишь маленький шаг, очень болезненный шаг, чтобы приблизиться к тем цифрам, которые демонстрирует Россия с точки зрения роста продолжительности жизни.

50 процентов людей, которые оформляют пенсию, продолжают работать в формализованной экономике, и 25 процентов работают вынужденно в серой экономике, и только 25 процентов становятся „настоящими“ пенсионерами, уходят на отдых. Сегодня так называемая категория самозанятых не участвует в формировании пенсий пенсионеров. На самом деле средств в Пенсионном фонде мало, и надо понимать, из каких источников мы сможем обеспечить выплаты. На повестке дня - и правительство это тоже объявляло - ратификация 102-й конвенции, которая гарантирует гражданам всей страны 40-процентный уровень пенсии относительно доходов. Но эта конвенция предусматривает и повышение пенсионного возраста, и для того чтобы обеспечить 40-процентный уровень, нужно гарантировать уровень пенсионного возраста.

Как быть? Можно было бы не менять пенсионный возраст, можно было бы просто повысить налоги для работодателей, НДС, взносы, уровень ставки налога на прибыль, но это бы не повлияло на уровень пенсий».

 

Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО:
«О необходимости повышения пенсионного возраста начали говорить еще лет 15 назад. Повышать пенсионный возраст нужно. Это проблема комплексная, и важно не просто его повышать, а определиться, как именно это делать. И важно, чтобы общество не было растревожено, как сейчас, а чтобы оно приняло эту меру, но мы, по нашей русской традиции, очень долго запрягали, а потом понеслись бешеными темпами. Этот шаг очень значительный, особенно для женщин: с 55 до 63 — это большая разница. Тем более у людей есть свои жизненные планы.
Нужно подумать о более щадящих мерах по увеличению пенсионного возраста, так чтобы и психологически спокойно это в обществе воспринималось. Важно к этому обсуждению привлекать институты гражданского общества, чтобы они объяснили населению, зачем это нужно, и стали бы союзниками во всех этих мерах».

 

Максим Григорьев, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений:
«Есть категории, которые выиграют, например те же пенсионеры: их статус уже определен и их пенсия будет расти. Мне кажется, важно с ними работать. Наталья Борисовна Починок, на мой взгляд, очень точно сказала: „А какая альтернатива?“ Да, альтернативой могло стать повышение налогов либо других отчислений. Но считаю, что той модернизации, которая была предложена, альтернатив все-таки нет…
На мой взгляд, самая уязвимая категория людей — это граждане 1959–1960 годов рождения, которые работают не в бюджетных органах (там все выстроится нормально, они даже больше будут защищены), а в частных компаниях. Бизнес будет считать их пенсионерами, а по закону они не будут таковыми еще несколько лет и не будут получать пенсию. Их будут увольнять или не брать на работу. На этот переходный период с такими людьми надо работать.
Что можно сделать? В первую очередь, это вопрос работы трудовых инспекций с тем, чтобы они принимали жалобы на нарушения и специально работали с этой категорией граждан. Также возможны дополнительные меры на этот переходный период, например, снизить налоги на заработную плату. Возможно небольшое снижение на 5-10 процентов именно для этой категории людей. Это заставит бизнес держать их на месте и не увольнять.
Обобщая проблему, мы понимаем, что у нас претензии к этой модернизации есть не только со стороны тех, кто хочет выйти на пенсию и теперь не сможет это сделать так рано, как рассчитывал. Это еще и вопрос того, как сделать, чтобы не выдавливали людей. Как избежать возрастной дискриминации? Это серьезная проблема.
В этом плане мы могли бы предпринять целый ряд конкретных шагов. Во-первых, открыть отдельную горячую линию ОП РФ. Второе — подключить региональные ОП, возможно, создать рабочую группу при ОП РФ по противодействию возрастной дискриминации. Третье — в общественных палатах субъектов РФ создать временные рабочие группы, вести отдельные рейтинги, которые бы четко показывали, в каких компаниях и на каких предприятиях происходит возрастная дискриминация. Роль общественности может быть достаточно серьезной на этот переходный период».

Полный вариант статьи смотрите на https://oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45775

 OPRF KS pens ref1

 
Партнеры
politgen-min-6 Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе
banner-cik-min Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе
banner-rfsv-min Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе
expert-min-2 Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе
partners 6
eac_NW-min Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе
insomar-min-3 Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе
indexlc-logo-min Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе
rapc-banner Общественная палата РФ сформирует свою позицию по пенсионной реформе