Homo Repostus, или Всё - матрица
Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников приходит к выводу, что в век высоких технологий для самостоятельного восприятия мира просто физически не остается места.
В советское время люди в метро читали. Они читали книги. Теперь мы сидим, уткнувшись в коммуникаторы. А стоит поднять глаза - ты упираешься взглядом в таблоид на стене вагона. Вечером – телевизор. Ну, или тот же интернет и мессенджеры с кучей присланных тебе клипов, которые мы бездумно пересылаем кому-нибудь еще. А кто-нибудь задумывался, как много времени у нас уходит на восприятие информации? А сколько из всего этого объема действительно нужной?
Мы ни на минуту не остаемся наедине. Причем, информация в целях облегчения ее усвоения, подается ее хозяевами все более простой и короткой. Думать не надо. Даже не требуется достраивать смыслы в собственной голове. Тебе все дают в готовом виде.
Что происходит в результате? Мышца, которая не тренируется, в конечном итоге атрофируется. То же самое можно сказать и про наши когнитивные способности. Бесчисленные и всепроникающие информационные интервенции убивают рефлексию. Сознание становится шаблонным. Как у школьников после натаскивания на сдачу ЕГЭ.
Рефлексию у реципиента отключают обычно для того, чтобы затем им можно было бы легко манипулировать. Бедный Джордж Оруэлл уже устал переворачиваться в гробу.
Современный человек все меньше принадлежит сам себе. Как сказал бы Ломоносов: «Сколько у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому». Мы отчуждаем право на свободу воли в пользу какого-то алчного монстра. В забитом чужеродными матрицами сознании просто физически не остается места для самостоятельного восприятия мира. В суете и мелькании мало кто задает себе вопрос: «А где, собственно, я в этом потоке?»
Ранее опубликовано в facebook